Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Вот такие нынче времена, однако! Почему раньше проститутки на сцене Большого театра не пели хором, а Николай II не танцевал в балете?


Сегодня на новой сцене Большого театра состоится мировая премьера оперы Леонида Десятникова "Дети Розенталя" на либретто Владимира Сорокина, которая еще до своего явления на подмостках вызвала скандал, на первый взгляд, скорее курьезный, нежели серьезный.

Инициативу скандала взяли на себя небезызвестные "Идущие вместе", руководимые Василием Якеменко. Многие видели, какой "бледный вид" имел он в программе "К барьеру" против Ирины Хакамады, посвященной этому же событию.

Еще в июне 2002 года эта организация ополчилась на Владимира Сорокина и провела в сквере у Большого театра пикет с требованием объявить сочинения этого писателя порнографией и на этом основании запретить их публичную продажу. Пиком акции стала установка в сквере бутафорского унитаза, в который "Идущие…" вкупе с пенсионерами бросали книги Сорокина. Тогда же они узнали, что Большой заказал питерскому композитору Леониду Десятникову оперу, а тот пригласил в качестве либреттиста В. Сорокина. Уже почти три года назад "Идущие…" потребовали "не допустить порнографию на сцену Большого театра". Хотя тогда либретто еще даже не было написано, но блюстители нравственности уже были уверены, что порнография в нем обязательно будет. Кстати, присутствует ли порнография в либретто, они не знают и по сей день, поскольку так и не прочитали его. Понятно! Как в старом анекдоте: "Что тут думать (в данном случае – читать) – тут прыгать надо!".

Тогда, летом 2002 г., "Идущим…" даже удалось спровоцировать милицию на возбуждение уголовного дела в отношении писателя по ст. 242 УК РФ (распространение порнографических материалов). Было совершенно очевидно, что судебной перспективы оно не имеет, и дело пришлось в апреле 2004 г. без лишнего шума закрыть.

В конце зимы нынешнего года "Идущие…" активизировали свою антисорокинскую активность и вновь потребовали запретить постановку на сцене театра, проходящего по ведомству "национальное достояние", любых опусов, к которым причастен писатель Владимир Сорокин. Тут уж им удалось пустить в ход "тяжелую артиллерию" в лице Госдумы РФ, которая 293 голосами поручила своему Комитету по культуре "проверить информацию о постановке на Новой сцене Большого театра оперы "Дети Розенталя". Это вам не районное ОВД! Предложение внес депутат-единоросс Сергей Неверов, который, так же как и его молодые коллеги "Идущие вместе" уверен, что раз либретто оперы написал Владимир Сорокин, то в нем порнография будет обязательно. За это 10 марта организаторы Московской книжной выставки-ярмарки присудили депутату Неверову премию "Абзац" в номинации "Почетная безграмота" за демарш в адрес Владимира Сорокина и Большого театра.

За пять дней до премьеры "Идущие…" установили даже пикет около театра с соответствующими плакатами, называющими Сорокина "калоедом" и "порнографом".

Охотнорядцы из "культурного комитета" приняли постановление Госдумы к исполнению и отправились с инспекцией на генеральную репетицию "Детей Розенталя", правда, прочтя перед этим присланное гендиректором Большого Анатолием Иксановым либретто оперы. Что же сказали по поводу увиденного некоторые депутаты из Комитета Госдумы по культуре? Ирина Савельева (фракция "Единая Россия) заявила, что ей "непонятно: на сцене Большого театра – хор проституток".

Тут самое время освежить в памяти наших думских культуртрегеров некоторые страницы классического мирового оперного репертуара. "Травиата" Джузеппе Верди. (В переводе – "Павшая"). Первое действие – бал у Виолетты, всем известная застольная, которая входит в репертуар всех ведущих сопрано в мире. Ей подпевает хор. А кто же такая Виолетта Валерии, особенно в первом действии оперы? Оказывается куртизанка, дама полусвета, а говоря откровенно, великосветская проститутка, содержанка графа. И подпевают ей её же подруги, как понимаете, не монахини, и не светские девушки, а тоже проститутки, ибо иных женщин в ее салоне быть не могло. Вот вам один хор проституток, регулярно появлявшийся на сцене Большого театра более ста лет. Третий акт – бал у Флоры. Кто же эта Флора? Да, судя по всему, не только подруга Виолетты, но и, грубо говоря, бандерша полусвета. И там хор! И тоже проституток и их великосветских клиентов. Кто из них лучше – еще большой вопрос.

А о чем поет во всем известной песенке Герцог Мантуанский из оперы того же Верди "Риголетто"? О сладости распутства, или, говоря современным языком, беспорядочных половых связей – от жены своего придворного графа до цыганки Маддалены, сестры наемного убийцы Спарафучиля. А дам и девиц ему поставляют или помогают похищать его придворные.

"Манон Леско" Джакомо Пуччини. Опера написана на литературной основе довольно гривуазного романа аббата Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско". И кто же там главная героиня? Да опять же не высоконравственная особа, а содержанка. Причем вороватая и абсолютно безнравственная, отказавшаяся от предложенной ей кавалером де Грие честной жизни. И она неоднократно появлялась на сцене высоконравственного Большого театра.

Запрещенная в свое время "Катерина Измайлова" Дмитрия Шостаковича. И там заглавная героиня прелюбодействует и ради этого убивает сначала свекра, а потом и мужа. Прекрасный пример для подражания. А уж что творится в постановке этой оперы в театре "Геликон"! Почему же молчали наши "медвежьи" охотнорядские блюстители нравственности? Может быть, никто не сказал "фас"? А скорее потому, что в театры, а тем более оперные, они без нужды не ходят. Кроме "Лебединого озера", да и то потому, что однажды его крутили по ТВ целый день, они, вероятно, ничего из репертуара Большого и не знают.

Потому, вероятно, они оставили без своего пристального внимания недавнюю постановку оперы Игоря Стравинского "Похождения повесы", где действие происходит, в том числе, и в публичном доме. И всё это на той же новой сцене Большого театра. И, слава Богу, что не заметили, а то опозорились бы еще раньше!

А вот что заявила другой член думского культурного комитета, на этот раз коммунистка Елена Драпеко: "Спектакль не имеет права на существование на сцене Большого театра и его можно перенести на какую-нибудь другую сцену". С ней солидаризировался и наш демонстративно православный киноактер и режиссер Никита Михалков, глядя на которого невольно вспоминается небезызвестная эпиграмма. Так вот, господа! Как писал поэт Иосиф Уткин, "если вам уж неизвестно, то позвольте вам заметить", что Новая сцена Большого театра создавалась именно как экспериментальная – для постановки современных опер и балетов, для современных прочтений классики. О том многократно писалось и говорилось в разных СМИ, и уж в Комитете по культуре этого не знать!

Что же касается ненормативной лексики, то последили бы лучше за собой! Сколькие из вас и в частных беседах, и публично используют слово "блин"? Очень многие! А ведь всем хорошо известно, что это слово является эвфемизмом известного матерного слова-связки в русском бытовом языке. И никто вас "порнографами" не называет! Так что, "чем кумушек считать трудится, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"

Сегодняшние реалии не дают нам расслабляться. Вслед за оперой пошли наезды на балет. Теперь уже со стороны православных. Екатеринбургские верующие, а теперь уже и москвичи, оскорблены появлением на сцене прославленного в лике святых императора Николая II, танцующего в балетном трико! Может быть, ему танцевать в черных сатиновых шароварах довоенных и послевоенных времен? И это мы уже проходили, кстати, еще в более-менее вегетарианские царские времена! Премьер мариинского балета Вацлав Нижинский был изгнан со сцены императорских театров за то, что первым появился на сцене в обтягивающем балетном трико, без положенных в те времена коротких шортов-шаровар. Кто теперь помнит этих чиновников, кроме историков балета? А в таких трико теперь танцует весь балетный мир, и Нижинского, иначе как гением, не называют.

В веселое время мы опять живем! Безнаказанно громят выставку "Осторожно, религия!", а ее организаторы, зато, оказываются на скамье подсудимых как уголовные преступники, и прокурор требует для них реальных сроков заключения. Суд же превращается в искусствоведческую конференцию, на которой оценку современному искусству в качестве свидетелей и экспертов дают православные священники, не видевшие выставки, и искусствоведы, сам заявляющие, что на выставки современного искусства не ходят уже более десяти лет.

Мало нам было искусствоведов и в штатском, и во френчах, которые поучали о никчемности формалистов Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, полумонахини-полублудницы Анны Ахматовой и пошляка Михаила Зощенко, убивали Соломона Михоэлса и "мочили в сортире" Всеволода Мейерхольда. Без улыбки не вспомнишь инвективы "нашего дорогого Никиты Сергеевича" в 1961 году в адрес художников-формалистов вроде Роберта Фалька и Давида Штеренберга, его поучения как писать стихи Андрею Вознесенскому. Всплывают в памяти судебные процессы Андрея Синявского и Юлия Даниэля, высылка как тунеядца будущего Нобелевского лауреата по литературе Иосифа Бродского, "Бульдозерная" выставка. Да и много чего еще…

Теперь нас и наших детей будут поучать, "что такое хорошо и что такое плохо", не Владимир Маяковский, а рясофорные фельдфебели и судьи в мантиях, а что читать– отставной чекист в ранге министра обороны. Остается только констатировать, цитируя двух совершенно разных по менталитету телеведущих: "Вот такие нынче времена, однако!"

Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования