Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Между каноническим непорядком и неканоническим порядком. Чем грозит создание структур Румынской Церкви в России?


Открытие канонических структур Румынского патриархата на территории России вызывает законное недоумение и настоятельно требует объяснения: что это? Новый  "небратский" жест по отношению к РПЦ МП после открытия структур в Молдове в 1990 г.?

Как известно, современный православный мир трудно описуем в рамках средневекового канонического права. В Византии была одна-единственная Церковь, в которой помимо собственно Великой Церкви Константинополя было несколько древних кафедр, которые по традиции и из уважения именовались патриархатами. Но под конец существования Византии Великая Церковь стала распадаться на разные фрагменты. Национальные единицы (епархии, митрополии) стали требовать, а иногда и "неканонически" (на этом понятии мы еще остановимся) похищать себе автономию и право жить и управляться самостоятельно.

Почти все современные национальные Церкви прошли через тот или иной период "неканоничности", например Русская Церковь, "незаконно" отпавшая от Вселенского Патриарха, существовала в ситуации "никем не признаваемого неканонического образования" с 1441 до 1580 г., то есть 140 лет. После окончательного распада структуры единой православной Церкви в результате крушения Византии на месте митрополий и епархий образовались национальные Церкви, начавшие путь к полной автономизации. Со временем их "неканоническое" бытие как-то с помощью светских властей утрясалось, находились компромиссы, часто именно российские цари и императоры способствовали нахождению компромисса.

Короче говоря, все эти национальные образования со временем стали вполне респектабельными православными Церквами, однако факт нормализации их взаимных отношений и отношений с Константинополем не изменил канонического ландшафта православного мира, который отныне стал состоять из разных "юрисдикций", то есть патриархатов, митрополий и архиепископий, которые делили паству и территории уже не на основании прав епископского округа и не на основании политико-административных границ (бывших важными ранее), на основании сочетания жесткой политической реальности и неких частных договоренностей. Такова цена отсутствия "православного папы".

Но при довольно дробной структуре Поместных православных Церквей, которые постоянно порождают все новые "юрисдикции" (разные "Синоды", согласия и отдельные митрополии) сохранить такой принцип не удается. И тут мало помогает система "каноничности". В идеале "каноничность" есть соответствие церковного устройства и структуры нормам канонического права. Но сейчас по большей части можно говорить только о духе этих норм, т.к. буква их трудновыполнима в условиях этой "юрисдикционной" системы. Термин "канонический" отныне значит не столько соответствующий канонам Церкви, сколько "признанный православным сообществом и не противоречащий достигнутым соглашениям". Так, например, УПЦ КП считается "неканонической" не столько в силу каких-то претензий канонического характера лично к Патриарху Филарету (Денисенко), сколько в силу его жесткой конфронтации с московским священноначалием, фактическим нарушением "принципа послушания".

Отдельный вопрос – о т.н. "канонической территории". Этот термин, удачно выдуманный игум. Иннокентием (Павловым), как нельзя лучше характеризует новую реальность, в которой все (или почти все) зависит от курса светской политики и специальных договоренностей. В реальности никакой такой "канонической территории" не существует, точнее она существует только для тех, кто в нее верит. Однако в качестве работающей модели она не годится, ведь межцерковные отношения регулируются чаще всего на основании специальных договоренностей с частично прецедентным характером.

Теперь, когда мы поняли, что смысл "каноничности" состоит именно в согласовании и послушании, вернемся к ситуации с митрополитом Румынской Православной Церкви Петром (Пэдурару), ныне возглавляющим не только "параллельную" епархию в Молдове, но и Экзархат Новых Земель в России. Находясь в ситуации церковной отставки в структуре Московского патриархата ("неканоничный статус"), он перешел в юрисдикцию Румынского патриархата, куда и был принят (с "каноничным статусом"), видимо, на основании национально-политической солидарности. Ведь конфронтация по вероучительным вопросам не нужна ни Москве, ни Бухаресту, хотя при желании можно было бы придумать для нее поводы: новый стиль, сослужение Патриарха Феоктиста с римо-католиками, модернизм…

Впрочем, кого сейчас интересует такая "мелочевка"? Но кажется, единственный повод для организации Экзархата Новых Земель с центром в Молдове, но со структурами в России – разное политическое видение будущего и прошлого Молдовы. Если в основе аналогичной ситуации между старообрядческими центрами Москвы и Румынии – нерешенные вследствие долгих гонений проблемы разделения юрисдикций, не совпадающих с политическими границами, то в основе недавних действий Румынского патриархата по созданию на территории России своих структур, скорее, можно увидеть напряжение, растущее вдоль границы Россия - Европа.

На настоящий момент позиция священноначалия РПЦ МП видится самой разумной. Пока новая юрисдикция невелика, ее лучше просто не замечать. За исключением одного бывшего иподиакона РПЦЗ, а ныне протопресвитера Александра Зарнадзе-Сергеева и нескольких клириков, в числе которых известный борец против "культа богини-матери" из Чебоксар о. Андрей Берман, в этом новом экзархате почти никого нет. А значит, нет и проблемы, ради которой следовало бы предпринимать разборки с Бухарестом. Главное – требовать от власти всемерной защиты "геополитического пространства РФ" и не создавать таких ситуаций, в которых переход в эту юрисдикцию стал бы способом "внутренней эмиграции" из РПЦ МП. А это и есть действительная задача.

Игнатий Алексеев,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования