Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Мусульмане на авансцене. Весеннее обострение мусульманской общественной активности


 Пришла весна, и в России обозначился новый всплеск общественной активности мусульман. 15 марта медиа-общественности было представлено новое общественное движение "Исламское наследие", за которым стоят известные бизнесмены братья Джабраиловы. А на 17 марта заявлено представление инициатив еще одной, уже существующей, организации "Хакк – справедливость" (Камилжан Каландаров), которые анонсированы как "миротворческие инициативы мусульманской элиты (!) России". В программу презентации включены подписание декларации против терроризма, радиомарафон и международная конференция "Ислам за мир".

Это весенние обострение общественной активности мусульман вполне объяснимо. И дело не в особенностях духовного устройства человеческой личности, а в глубокой рациональности, в том числе и политической, присущей мусульманам, несмотря на всю их внешнюю эмоциональность. До будущих избирательных кампаний осталось два с половиной года, и поэтому следует действовать по принципу "готовь сани летом".
Обозревая сегодня недолгую историю мусульманских общественно-политических движений в современной России, пприходится делать печальные выводы о том, что их роль оказалась обратно пропорциональной численности мусульман в нашем обществе, одну пятую часть которого они составляют. Первые ласточки этого движения – "Союз мусульман России" и движение "Нур", точнее, их основатели, прошли в парламент по спискам думских "гигантов", достигнув тем самым главной цели своего создания.

Некоторые надежды возлагались на возникшее на рубеже тысячелетий движение "Рефах" под водительством Абдул-Вахед Ниязова (бывшего Вадима Валериановича Медведева). Этот деятель зарекомендовал себя как неплохой политический фандрайзер, умеющий к тому же, говоря русским новоязом, хорошо распиарить свое общественно-политическое детище. Даже когда движение "Рефах" превратилось по инициативе Старой площади (в лице замглавы администрации президента г-на Владислава Суркова в Евразийскую партию России (ЕПАР)), де-факто это образование оставалось и позиционировалось в глазах общества, прежде всего, как мусульманское движение.

Определенным достижением Ниязова со товарищи была организация на российском телевидении программы "Тысяча и один день", удачно сочетавшей как вероучительные, так и культурно-просветительские элементы. Каждую пятницу, в удобное время (утром, до намаза), миллионы российских мусульман могли лицезреть на фоне известных имамов и ученых-исламоведов глубокомысленный лик Абдул-Вахеда, проникаться его наставническим словом. Правда, результатом всех этих усилий стало получение ЕАПР на выборах чуть более одного процента голосов. И в этом урок для будущих исламских общественных инициатив. Он заключается, говоря языком педагогов-методистов, в том, что г-н Ниязов бросил основные материальные и человеческие ресурсы партии на организацию роскошных тусовок-конференций на роскошных площадках с участием очень известных лиц. Они, возможно, и способствовали привлечению новых спонсоров, (поскольку лидер партии таким образом демонстрировал им, с какими людьми он имеет дело), но никоим образом не усиливали столь необходимую работу "наживо" с электоратом. А то, что во главе партии перед выборами оказалась такая, "столь близкая" сердцу каждого простого мусульманина и представителя национальных меньшинств России персона как бывший ельцинский управделами Пал Палыч Бородин, только довершило дело не в лучшую сторону.

Этот урок по-прежнему актуален. В деятельности одной из упомянутых организаций "Хакк – справедливость", очевидно, по-прежнему превалирует желание безудержного самопиара. Это, в частности, заметно уже по названиям самих заявленных проектов "мусульманской элиты", масштабных, но малооригинальных, малопрактичных и весьма за последнее десятилетие публике поднадоевших.

Создание же "Исламского наследия", учредительный съезд которого состоится 22 марта в гостинице " Россия", внушает некоторые надежды, хотя надежды эти сегодня – очень и очень большой аванс. Обнадеживает, что непосредственными инициаторами выступают не ушлые ребята, пытающиеся сделать бизнес (желательно большой) на общественной деятельности, а состоявшиеся крупные предприниматели, осознавшие необходимость своего участия в общественной сфере, причем без привязки к политической конъюнктуре.

Для общественной деятельности братьев Джабраиловых вообще характерно жесткое структурирование проектов и их целей, не разбрасывание, а четкая направленность средств. Отрадно и то, что впервые прозвучали мысли о совместимости исламской традиции с такими понятиями как либеральность, демократия, гражданские инициативы в их современном понимании. Пока, правда, не до конца ясно, будет ли данный проект объединять людей только по признаку принадлежности к народу, традиционно исповедующему ислам, или в нем найдется место и для еврея-мусульманина, финна-мусульманина, или русского шиита. Вызывает вопрос предложенное "Исламским наследием" весьма жесткое дистанцирование от понятия "религиозное". Ведь в исламе религиозная составляющая пронизывает буквально все – от утренней трапезы до проблем топ-менеджмента.

Иван Нелюбов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования