Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Скандал в разнородном cемействе. «Нелюбки» двух «традиционных» конфессий грозят перерасти в «альтернативность»


Как стало уже ясно, главное идеологически-церковное ведомство РПЦ МП расширяет свои "черные списки". Но теперь в них попали не писаки-хулители и не "изверженные из сана" главы целых православных юрисдикций, и даже не ретивые секулярщики-правозащитники, покрывающие художников-хулиганов. Нет, в благородном семействе "традиционных конфессий" вспыхнул настоящий скандал, вызванный ясно выраженным нежеланием Совета муфтиев России (СМР) во главе с Равилем Гайнутдином участвовать в кампании по конфессионализации образования.

"Преподавание знаний о религиозной культуре в государственной и муниципальной школе должно осуществляться без разделения учебников и учащихся по конфессиональному признаку", говорится в заявлении Совета. Но беда не столько в том, что Совет решил лишить проект "православизации" образования своей поддержки. Вина муфтия состоит в том, что он вовремя не предупредил функционеров ОВЦС МП и лично его главу о своем "volte-face". А вот таких вещей в обществе "солидных господ" уже не прощают. Гневу митрополита Кирилла не было предела, как сообщают очевидцы. Приглашение муфтию Равилю Гайнутдину на "Всемирный русский собор" было немедленно отозвано к вящей радости главного его соперника Талгата Таджутдина. Оказалось, что право участвовать в смотре религиозно-народной самодеятельности прямо зависит от своевременного информирования начальства о маленьких нюансах своего пи-ара.

В чем же главная идея и главный смысл тенденции, которая так сильно привлекла Совет муфтиев вначале и столь же сильно оттолкнула его в конце? Первоначально идея позиционировалась как фундаменталистская: нам нужны патриархальные религиозные ценности. Большинство граждан – русские, "а значит" - православные. Тут спору почти нет. Значит, надо просто-напросто обеспечить "санобработку" потенциальных (актуальные-то ходят, чай, в воскресные школы при храмах) пасомых РПЦ МП. А мусульмане вправе отказаться, если не хотят слушать православную культуру. Их все равно мало. Правда остается небольшой зазор – т.н. "мусульмане по рождению"… Имеют ли последователи ислама право зачислить в свои ряды всех этнически татар, башкир, северных кавказцев и представителей прочих традиционно мусульманских народов? Вопрос остается открытым.

Однако в процессе проработки этой инициативы выяснился один интересный факт: власть не вполне готова утвердить пакет законов о конфессиональном образовании в том виде, каком он предлагается. Не готова принять "Основы православной культуры". И это колебание властей моментально высветило возможность для представителей Совет муфтиев обозначить свое несогласие с конкретной идеей клерикализации "по принципу большинства" и потребовало равнозначного представительства. Вот тут вопрос и встал во весь рост: одно дело терпеть послушный маленький национальный ислам как "миноритарную конфессию", а другое дело – рассматривать вопрос о равноправном представительстве в информационном пространстве и у государственной кормушки. Может, произошла ошибка в выборе партнера, и фундаменталисты – нам не друзья?

Напоследок два слова о контексте этих "нелюбок". Статус "Русского народного собора" пока еще неясен. То ли это выставка талантов и ярмарка идей, наподобие "Рождественских чтений", то ли мероприятие по приручению и мобилизации православно-патриотического фундаментализма, то ли просто тусовка с фольклорно-объединительным оттенком. "Русский народный", видимо, противопоставлен "нерусскому" (татарскому, еврейскому, калмыцкому, якутскому и т.д.), а может, "русский" значит "эр-эф-ский"? Этот статус пока определяется. И в плане объединения надо бы продемонстрировать единство рядов. А тут такой афронт…

Кроме того, наконец, наступил Великий Пост, который хотя и отходит в область частной жизни, но все же навязывает определенное настроение и форму поведения. Придется воздержаться на время от прямой конфронтации. Однако время идет и, вдруг, паче чаяния, ислам в версии СМР начнет превращаться в еще одну "альтернативную конфессию"? Именно тут может проявиться одно странное свойство "альтернативности" - она напрямую зависит от политической тенденции. Иначе говоря, альтернативность из области религиозной медленно, но верно перемещается в область религиозно-политическую. С ростом экспансии "православизма" как альтернативы "исламизму" даже вполне умеренные религиозные организации будут неизбежно смещаться в сторону "альтернативности". И в этом проявляется одна особенность российской истории: борьба за симпатии власти поляризует социальное поле.

Игнатий Алексеев,
для "Портала–
Credo.Ru".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования