Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Ложная альтернатива "аджорнаменто"


Решение Синода Элладской Церкви не вводить народный разговорный язык (т.н. димотики, δημοτική) в богослужение взамен литургического "высокого штиля" (т.н. "кини", κοινή), принятого в православном богослужении, знаменует, вроде бы, преобладание здравого смысла над безумными проектами епископа Апостолоса Киликисийского, который стал рупором достаточно обычного для Церквей "Мирового Православия" "аджорнаменто".

Как известно, курс на модернизацию православия был выработан еще в начале ХХ в. не столько в ответ на "вызовы времени", как говорят ныне, сколько как часть программы по общей экуменизации православия и сближению с инославными. Сблизиться надо было, чтобы братья-англикане помогли отвоевать обратно Константинополь.

Нынешний модернист, епископ Апостолос не скрывал, что начиная свои опыты "снижения" богослужебного языка , он ориентировался на опыт Второго Ватиканского Собора в Римско-Католической Церкви. "Я хотел сделать литургию понятной народу, - сказал он в ответ своим недоумевающим собратьям, - а "кини" ему непонятен, именно поэтому молодежь не ходит в церковь". Похвальное желание привлечь молодежь в храм выражается у современных модернистов в форме отказа от православного Предания. Этот отказ оформляется как в плане экуменизма (намеренного игнорирования святоотеческого предания в отношении к инославным, являющимся с точки зрения Соборов и святых Отцов "нецерковным сообществом"), так и в плане филетизма (осужденной Церковью ереси националистического юрисдикционизма) и модернизма.

По временам филетизм стремится во имя национального превозношения и принципа "народ=Церковь" потеснить филетизм, но в то же время он в нем искренно нуждается в качестве постоянного соперника. В Греции, где царят филетические настроения (выраженные хотя бы в идее "православие – достояние греков"), сам вопрос языка богослужения есть вопрос выбора точки отсчета. Если таковой точкой признается святоотеческое Предание и византийская традиция, то места ни для филетизма, ни для модернизма нет. Однако, если точка отсчета – история и гений греческого народа (который согласно этой мифологеме и "придумал" язык), то почему бы поступательно двигаясь со всем народом от архаического к современному языку, не прийти к замене языка богослужения?

Литературный "кини" был выработан в византийском православном обиходе на основе аттического диалекта древнегреческого языка специально для церковных нужд. В него органично вошел язык Нового Завета (т.н. "новозаветное койнэ"). Именно для передачи структуры и формы этого языка славянам моравские братья Кирилл и Мефодий разработали т.н. "церковно-славянский" язык.

Экуменический указатель поневоле направлен в сторону католицизма (из протестантского ВСЦ православные потихоньку уходят), туда же смотрит и тенденция обмирщения Церкви, выражающаяся искушениями модернизма. Вот почему так привлекателен идол "современности". Однако, вряд ли католическое "аджорнаменто" может составить хоть сколько-нибудь пристойную конкуренцию филетизму. Католические представления разлагаются прямо на глазах.

Уже и католические епископы высказываются за радикальный пересмотр канонических устоев Церкви: так, детройтский викарий епископ Гэмблтон считает рукоположение в священный сан лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией не только возможным, но и правильным. Конечно, дело в сложной человеческой психологии. Затаенные пороки могут проявляться со временем, но ведь не повод же это отказываться от церковного Предания.

И в Греции, и в США, и в других частях христианского мира альтернативой обмирщению, проповедуемому интеллигенцией и духовенством, всегда был народный консерватизм. Направив его силу в русло филетическое, Православие теряет свою связь с Преданием. "Аджорнаменто" - ложная альтернатива обмирщению, об этом еще в Писании сказано: "Не любите мира, ни яже в мире"...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования