Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Чьи кораллы украла Клара? Религиозное наследие товарища Цеткин и духовные нужды российского обывателя


Существует ли у праздника 8 марта религиозное измерение? У того самого, который придумала Клара Цеткин, в абсолютно безбожной борьбе за права работниц. У того, который советская власть ввела в пику религиозным праздникам. Который разные верующие все советское время демонстративно бойкотировали. Тот, в ответ на поздравление с которым замечательная профессор МГУ К.П. Полонская как-то сказала: "Уберите цветы и сядьте! Для меня это не праздник". Так вот, есть ли у него религиозное измерение? И можно ли заместить его чем-то религиозным?

Несколько лет назад многоплодный диякон-публицист Андрей Кураев всем популярно объяснил, что праздник этот – "жидовский" и вообще, придумала его "еврейка Клара Цеткин как воплощение еврейского праздника Пурим" (с. 108-109 его шедевра "Как делают антисемитом"). Потом, правда, выяснилось, что храбрая Клара еврейкой совсем не была и о празднике Пурим слыхом не слыхивала. С кем не бывает из журналистской братии! Отец диякон, правда, себя позиционирует как "профессора", но тут можно сказать, что "профессорствует" он всего-навсего в Свято-Тихоновском университете.

Итак, еврейская гипотеза происхождения 8 марта малоубедительна и несерьезна, так что советские и несоветские евреи могут спокойно праздновать самый обычный Пурим, тем более, что он тесно связан с христианским литургическим календарем. Об этом даже есть много научной литературы. Так что "православно-антисемитская" альтернатива хотя и высказана, но как-то неубедительно. Да и положительная программа неясна – что же делать в сей праздник патриотам? Выходить на манифестацию с лозунгами "Бей жидов и Клару Цеткин!"? Непонятная альтернатива.

Можно еще упомянуть другую альтернативу – в духе А. Вебера признать "социальную религию" полноценной религией и предложить истолкование для безыдейного поздравления всех женщин. Такое истолкование может легко придумать любой мало-мальски подкованный религиовед. Что-нибудь вроде культа матери и культа плодородия. Символ этого культа – цветок мимозы. Ближайший к этому празднику образ - в западном Mothers’sDay, Muttertag, который есть и культовая память предков, и восхваление общественной добродетели, выраженной в чадородии. Ведь отказ от прокреации – это прямой вызов обществу, нечто вроде удара по самому святому. Поэтому в терминах социальной религии допустимо представить этот праздник как "праздник умеренно-патриархальной женщины", матери семейства, хранительницы домашнего очага. И девочек в детском саду поздравлять исключительно как будущих матерей. Все же остальные социальные функции (женщины в войну много вынесли, они участвуют в науке и в производстве наравне с мужчинами и проч.) выводить из этой. Получается альтернатива? Более или менее, на "троечку", хотя интуитивно я почти уверен в том, что почти каждый гражданин, вручая мимозы своим сотрудницам, жене или маме, думает примерно в этом направлении.

Однако, если посмотреть в широком православном контексте, то у этого праздника есть интересная особенность – он почти совпадает в празднованием двух обретений главы Иоанна Предотечи, которое отмечается 24 февраля или 9 марта по новому. В аккурат на следующий день после устроенной тов. Цеткин манифестации трудящихся работниц.

И вот что интересно: этот праздник есть настоящее чествование разных жен. Начнем с того, что убит в свое время Креститель Христов был по наущению злочестивой Иродиады.

Получилось так, что тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а усеченная глава скрыта сей Иродиадой в тайном месте. И вот, жена царского домоправителя Хузы некая Иоанна тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и похоронила на Елеоне. Уже в византийское время на этом месте вельможа Иннокентий стал строить церковь, и во время работ строители нашли сосуд с главой Иоанна Крестителя. Итак, злая Иродиада скрыла, а благочестивая Иоанна перепрятала для вящего прославления. Тем самым и злая, и благочестивая жены послужили Церкви. Вот такая агиография получается. Значит в сей день християне предпразднуют удивительное событие, в котором именно женский пол сыграл такую значительную и славную роль. Такова православная альтернатива атеистическому "празднику работниц".

Игнатий Алексеев, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования