Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Художник и жрец в обществе самодуров. Надо ли «побивать камнями» устроителей выставки «Осторожно, религия!»?


Каждый православный знает, по крайней мере, одну истину о церковном искусстве, столь тонко и глубоко выраженную в очерках об иконе князя Евгения Трубецкого. Иконописный образ мистически возводит верующего к первообразу, связывает с самой личностью Бога, не давая молящемуся стать идолопоклонником. Светский художник создает такое произведение, которое отнюдь не ставит своей целью приближение смотрящего на него человека к какому-либо божеству. "Маленькие голландцы" или же импрессионисты приводят зрителя к картинам заостренного восприятия окружающего мира, к преувеличенным зарисовкам быта, к изображению массовых идей веры, культуры, быта, удовольствий, страстей. За подобные искаженные образы бытия и судят устроителей выставки "Осторожно, религия!" в Сахаровском центре. Однако с трудом вериться в то, что беспристрастный светский суд сможет 28 марта осудить директора Центра Юрия Самодурова и Людмилу Василовскую на три года лишения свободы в колонии-поселении.

Древнегреческая трагедия на российской сцене, как и многое другое в России, оборачивается фарсом. Еще в античные времена, когда в старых богов верили все меньше и меньше, афинский суд осудил Сократа за развращение юношества при помощи философии. Объединяет сократовские мысли и современное искусство одно – сомнение, скепсис, стремление увидеть суть вещей и тут же признаться в своем незнании.

Негодование православных граждан было вызвано, в первую очередь, тем, что во время выставки были поруганы иконы. Как справедливо отметил в эфире "Главной темы" 2 марта на 3-м канале ведущий Андрей Добров, авангардисты не ожидали, что Церковь способна защитить свои поруганные святыни, также как и в эпоху Возрождения, когда Папа Римский запрещал Микеланджело рисовать библейских персонажей обнаженными. Исходя из церковных правил, вполне объяснимым является возмущение современной Католической Церкви съемками клипа певицы Мадонны в храме и т.п. Православная Церковь также имеет право на отстаивание своих взглядов в демократическом обществе. Для верующего человека естественно задаться вопросом: почему концептуалисты Алиса Зражевская и Косолапов выбрали для вырезания иконописные лики Христа и Богородицы?

За самого художника его произведение изъяснить невозможно. Можно лишь попытаться понять, являются ли экспонаты выставки "Осторожно, религия!", которые могли бы стать частью Первой Московской биеннале современного искусства, отражением общественного сознания или это провокация смелых одиночек. Если рассматривать в качестве преступного оскорбления чувств верующих стилизованный лик Христа с банкой кока-колы и надписью "This is my blood", то возникает вопрос о том, почему православные традиционалисты смиряются с идущей на сцене Моссовета постановкой "Иисус Христос – суперзвезда"? В этой классической рок-опере живой, а не нарисованный Христос в кожаной куртке поет рок-хиты и под занавес гоняет на мотоцикле. Один из американских исследователей Малахи Мартин еще в 1973 году (MalachiMartin. JesusNow. E.P. Dutton & Co.inc. New-York, 1973) проанализировал множество других образов Иисуса, появившихся в XIX-XX вв. Согласно его исследованиям, более общие, приближенные к человеческому сознанию образы Христа XIXв. (Иисус-Аполлон, Иисус-Хороший малый, Иисус-Прометей, Иисус-Один из парней) в XXв. были предельно конкретизированы в образах – Иисуса-Мистического Оружия, Иисуса-Черного, Иисуса-Женского начала, Иисуса-Гея и, наконец, "Иисусахристасуперзвезды". Никакой из этих образов прямо христианскую веру не оскорбляет, однако делает образ Христа в массовом сознании таким же ширпотребом, каким является и продукция предприятия РПЦ МП "Софрино".

Работа художницы Алисы Зражевской "Не сотвори себе кумира, или Фото недорого", сделанная в виде имитации оклада иконы с отверстиями для лика и для рук, как будто бы специально была сделана под нынешних сторонников ревизии культурных ценностей. Вслед за Великим Мао в имитацию оклада Зражевской мог бы протиснуться и депутат Госдумы от "Единой России" Сергей Неверов, который добивается запрета на постановку оперы "Дети Розенталя" в Большом театре на основе либретто писателя Владимира Сорокина. Не читая произведений Сорокина, депутат Неверов уверен, что автор романа "Голубого сала", который Неверов открыл на самом неприличном пассаже, не имеет права участвовать в театральных экспериментах самого авторитетного театра России. На очереди, вместе с Большим, теперь стоит театр "Современник" и режиссер Кирилл Серебренников, поставивший спектакль "Голая пионерка" по одноименной повести Михаила Кононова о темной (даже экстремально темной) стороне фронтовой жизни во время Великой Отечественной войны. Впрочем, Серебренников поступил намного мудрее, чем прямолинейные и радикальные участники выставки в Сахаровском центре. В сценической версии "Голой пионерки" вся нечистота, абсурдность и кровавая бесчеловечная жестокость многих армейских порядков сталинского времени была показана в виде серии эмоциональных образов, а не как в родном тексте Кононова - с помощью мата и бессвязного описания "голой пионеркой" собственной половой жизни в среде солдат, переходящей в бред больного и, по сути, нервно истощенного человека.

Но дело не только в методах художественного описания действительности. В ходе судебного процесса по делу художников прокурор в своем выступлении правильно обозначил проблему: "Поэт в России – больше чем поэт". Эту тему еще несколько лет назад поднял писатель Владимир Сорокин. По мнению писателя, культурная и общественная ситуация в России начала XXI века почти не отличается от европейско, с ее многообразием форм религиозной и культурной жизни. В создавшемся положении русскому художнику или писателю глупо пытаться представлять из себя духовного учителя, чьи слова имеют смысл больший, чем просто художественное слово. В. Сорокин предлагает свой путь кенозиса (нисхождения) – понять, что ты создаешь только написанные слова и ничего более. Для любого православного традиционалиста слова Сорокина – кощунство, потому что с ними не создашь образа уникальной и спасающей мир русской духовности.

Следует признать, что и Сорокин с художниками-концепуталистами, с одной стороны, и православно окрашенные националисты-традиционалисты, с другой стороны, страдают изрядным "самодурством". В бурлящем меняющемся, но отнюдь не абсолютно православном российском обществе, "самодурами" являются и т, и другие. Одни проповедуют православные ценности в стиле известного стихотворения И. Бродского ("Дайте мне перекреститься, а не то в лицо ударю!"), а другие демонстрируют нам оголенные образы мещанской веры, часто мимолетные, поверхностные и пустые. В демократическом государстве светская власть и светский суд остаются свободными от всякого рода самодурства, а в обществе авторитарном чиновники и судьи поддерживают одних маргиналов против других.

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования