Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Рясофорного фельдфебеля - в Вольтеры! Чем обернется для России судебный процесс по делу выставки «Осторожно, религия!»


Итак, завершилась рассмотрение по существу уголовного дела в отношении устроителей выставки современного искусства "Осторожно, религия!", в течение четырех дней января 2003 г. экспонировавшейся в Музее и общественном центре "Мир, прогресс, и права человека" им. А.Д. Сахарова. Подсудимые: известный правозащитник, исполнительный директор фонда Андрея Сахарова, директор Музея Юрий Самодуров, сотрудница этого музея Людмила Василовская, а также поэт и художник Анна Альчук (Михальчук). 2 марта в Таганском районном суде Москвы состоялись прения сторон. Теперь нужно ждать приговора, который будет объявлен 28 марта.

"Портал–Credo.Ru" достаточно подробно освещал ход этого уникального для постперестроечной России судебного процесса, очень метко названного обозревателем газеты "Русский Курьер" Зоей Световой "Вторым обезьяньим", поэтому не стоит излагать все перипетии его хода. Последнее рабочее заседание суда не обошлось без сенсаций – обвинение потребовало вынесения не просто обвинительного приговора, а лишения свободы для всех подсудимых с отбыванием наказания в колонии-поселении сроком до трех лет и запрета им занимать административные должности. Но обвинение этим не ограничилось. Прокуроры, ни много, ни мало, предложили уничтожить так называемые вещественные доказательства, каковыми в данном случае являются экспонаты выставки, признанные произведениями искусства.

Это человечество уже проходило. Книги и картины жгла инквизиция, фашисты, а недавно и молодежное крыло "Единой России" – "Идущие вместе", известные как горячие сторонники Путина и его политики, запрещали и уничтожали коммунисты, предавались остракизму симфонии и оперы, стихи и романы, поэты, композиторы и художники. Потом среди них оказывались лауреаты Нобелевских и других премий… Все это происходило на моих глазах в течение не такой уж длинной жизни. Но я надеялся, что со всем этим уже не столкнусь. Увы, я ошибался!

Вообще, весь процесс выглядел некоей фантасмагорией! Все было перевернуто с ног на голову. Те, кто должен был сидеть на скамье подсудимых за вандализм и хулиганство, выступали на стороне государственного обвинения в качестве свидетелей, а те, кто должны быть потерпевшими, сидели на скамье подсудимых и оправдывались от абсурдных обвинений государства.

Я выношу за скобки рассуждения о художественной ценности выставки "Осторожно, религия!" Я сам на нее, даже если бы успел до погрома, не пошел бы, и более того, не стал бы ее организовывать. Я не поклонник так называемого "актуального искусства" и пренебрежительного отношения к почитаемым другими символам. С моей точки зрения, сам термин "актуальное искусство" ущербен. Если это искусство, то оно остается таковым вне времени, а если оно интересно (актуально) только сегодня, то это не искусство, а кич или попса. Это мое личное мнение человека уже немолодого и консервативного. Но я считаю вопиющим, когда вопросы искусствоведения решаются в суде. Так же как когда в суде решаются богословские споры, как это произошло во время судебного процесса против Свидетелей Иеговы или Армии Спасения. Это фельдфебель, которого нам навязывают в Вольтеры, но сегодня фельдфебельские погоны и сапоги прикрыты рясой. В крайнем случае, вопросы, рассматриваемые сегодня уголовным присутствием Таганского районного суда, на чем акцентирует внимание судья В. Прощенко, могли бы стать предметом разбирательства в суде гражданском.

Вне зависимости от того, какой приговор вынесет судья В. Прощенко – удовлетворит ли он кровожадные требования прокуратуры, смягчит ли их, назначив условное наказание или полностью оправдает подсудимых, – этот судебный процесс войдет в новейшую историю России, претендующей на звание цивилизованного и даже демократического государства, несмываемым позорным пятном. Сам факт возникновения этого политико-идеологического по сути и уголовного только по форме процесса, кстати, инициированного прокуратурой по письму депутатов Госдумы России, свидетельствует о том, что над Россией вновь распростерлась тень обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева. Воинствующий клерикализм распустил свои знамена и выступил с открытым забралом. Ударной силой клерикального воинства выступает Московская патриархия.

Правда, большой смелости здесь нет. Активные сторонники клерикализации государства российского чутко чувствуют за своей спиной крепкие тылы, обеспеченные теми, кого в народе уже достаточно давно прозвали "подсвечниками". Да и не только ими. Президент, провозглашающий себя гарантом конституции, гласящей о светском характере нашего государства, ратующий за ее неизменность, тем не менее, не только позиционирует себя как послушное чадо Русской Православной Церкви Московского патриархата, но и активно вмешивается в ее дела. В. Путин предпринял усилия, направленные на объединение РПЦ МП с Русской Православной Церковью Заграницей под омофором Митрополита Лавра (РПЦЗ(Л)), передав последнему письмо Патриарха Алексия IIс приглашением посетить Россию. Объединение двух Русских Православных Церквей, как известно, давняя разработка еще советского КГБ, давшая плоды сегодня. Вот уж воистину правду говорят, что бывших кэгэбешиков почти не бывает. Как в старом анекдоте о еврейском портном, который, если бы стал царем, еще бы немножечко шил.

Одним из обвинений организаторов выставки "Осторожно, религия!" является обвинение в разжигании межнациональной вражды по отношению к русскому народу. Но двое обвиняемых чисто русские, а у Самодурова – четвертушка еврейской крови и он всегда считал и считает себя русским. Доказать это ни следствие, ни государственные обвинители в суде не смогли. А вот сам судебный процесс и атмосфера вокруг него вполне способны разжечь эту самую межнациональную вражду и ксенофобию. В зале суда и в его коридорах в спины подсудимых и их защитников постоянно раздаются проклятья, их называют "жидами" и жалеют, что холокоста на них нет. Все это произносится достаточно внятно и громко, но никак не пресекается судебными приставами. И все это говорится с крестом и православным молитвенником в руках, с ненавистью, несовместимой с христианством вообще, с любой христианской деноминацией.

Вообще, этот судебный процесс, кроме драматического, носит еще и несколько юмористический характер. На защиту "поруганных" сакральных предметов православия бросились представители конфессий, которые сами, в принципе, отрицают их сакральность в своих вероучениях. Любую сакральность рукотворных предметов и изображений отрицают иудаизм и ислам. Отрицание иконопочитания – одно из фундаментальных основ протестантизма. Но кого мы наблюдаем в числе защитников погромщиков? Раввина, муллу, протестантского епископа… Это что – подобострастие по отношению у так называемой господствующей конфессии? На это давно дан ответ Александром Галичем: "Так не шейте ж вы ливреи, евреи!". И мусульмане, и протестанты тоже… Не помогает.

Многие процессы в сфере свободы совести, ранее протекавшие подспудно, сейчас выплеснулись наружу. Активность определенных религиозных и околорелигиозных кругов резко возросла. Причем, эту активность можно оценить со знаком минус. Происходит клерикализация не только государства, официально позиционирующего себя через конституцию как светское, но, в значительной мере, и общества. Причем наибольшую активность в этих процессах проявляют так называемые "традиционные конфессии", хотя сам этот термин не имеет полноценного юридического толкования и применения. Но даже на этом фоне с "большим отрывом" лидирует Русская Православная Церковь Московского патриархата.

Что можно понимать под клерикализаций по-российски? Это все большее проникновение религиозных организаций и священнослужителей в сферы, никоим образом не связанные с вопросами веры. Достижение политических задач религиозными, причем только по форме, средствами. Сегодня и священноначалие РПЦ МП, и ее рядовые клирики считают себя вправе поучать нас, что нам читать, смотреть и слушать, а что нет. Ничуть не смущаясь своей дремучей невежественностью в этих вопросах. Какой-то коллективный обер-прокурор. Разгром упомянутой выставки в 2003 году, захват реставрационных мастерских им. Грабаря летом прошлого года, недавний погром духовного центра "богородичников". Кто следующий? И все это происходит при явном попустительстве, если не с одобрения властей. А чего стоит скандальное "Письмо пятисот", большинство подписантов которого позиционируют себя чадами РПЦ МП? Куда делось красноречие Патриарха Алексия II, митрополита Кирилла и иже с ними, претендующих на духовное окормление всей России? Что-то попытался разъяснить о. Всеволод Чаплин – и молчок, вся сладкоголосая иерархия как воды в рот набрала. Умилила недавняя публикация (23 февраля) в "Русском Курьере", в которой рассказывалось о том, как ректоры саратовских вузов заседали под присмотром местных православных священников прямо в здании епархии. Где же здесь светскость образования? Раньше такие мероприятия проходили под надзором инструкторов обкома КПСС, а сегодня – инструкторов в рясах. Разница невелика. Цензура она и есть цензура, хоть в цивильном пиджаке, хоть в рясе.

Все больше слухов разрастается вокруг предполагаемого создания общероссийского православного телеканала на базе третьего канала, т.е. самого дефицитного ресурса – метрового диапазона, который, в случае успеха этого проекта, достанется отнюдь не бедной Московской патриархии по дешевке, если не бесплатно. Этакий новый "залоговый аукцион" в области СМИ. А чего стоит активное проникновение РПЦ МП в армию? Практически стоит вопрос о возрождении института комиссаров, или замполитов. А ведь все это будет делаться и уже делается за счет госбюджета, что прямо противоречит конституции России. Я не желаю, чтобы из выплачиваемых мной налогов содержались полковые священники, как впрочем, и католические патеры, и протестантские пресвитеры, и муллы, и раввины, и ламы и т. д.

Все это очень тревожные процессы и тенденции. Причем, в первую очередь, они опасны для самой Церкви. Нынешнее священноначалие, причем не только православное, часто путает веру и идеологию. Путает Божие и кесарево. Путает вопросы и проблемы вечности и вечной жизни с сиюминутными проблемами нашей земной жизни. Весь опыт мировой истории учит, что Церковь задыхается в объятиях любого государства, пусть эти объятия проникнуты самыми благими намерениями, которыми, как известно, вымощена дорога в ад. Этому множество примеров дала и наша отечественная история. Революции происходили и происходят в разных странах, но только в России они дали такие кровавые результаты. Где же та Русь, которую все еще именуют Святой? Почему с такой легкостью она отринула свою 900-летнюю христианскую историю и опрометью ринулась в омут атеизма? Я полагаю, что причиной тому было полное сращивание Церкви и государственной машины. Сегодня мы пытаемся наступить на те же грабли. Вот уж воистину – хождение по граблям – российский национальный спорт!

Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования