Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Неблагородный скандал в благородном семействе, или Опять КЕРООР v/s ФЕОР


Вчера произошло знаменательное событие в еврейской жизни: был подписан меморандум о взаимопонимании между Американским еврейским конгрессом (АЕК) и Федерацией еврейских общин СНГ (ФЕОСНГ). Это событие было отмечено банкетом в общинном центре в Марьиной Роще и пресс-конференцией в РИА "Новости". Словом, вся атмосфера вокруг подписания документа навевала очень благостные надежды на сотрудничество родственных организаций России и США.

Однако прошло это событие в несколько странном медиаконтексте. Буквально за два дня до этого события пресс-служба Конгресса еврейских религиозных общин и организаций в России (КЕРООР) выпустила заявление, где говорилось о том, что договор о сотрудничестве между ФЕОСНГ и АЕК является акцией саморекламы раввина Берл Лазара, а АЕК - не самая влиятельная еврейская организация США. Еще через день пресс-служба КЕРООР и Московской еврейской религиозной общины (МЕРО) распространяет заявление, подписанное представителями московского руководства КЕРООР, а также общин 10 городов России. В нем говорится о захвате московской синагоги в Отрадном, ориентировавшейся на КЕРООР, представителями ФЕОР. Вновь акцентируется внимание лично на персоне главного раввина России по версии ФЕОР, особенно в следующей фразе: "...Подобное поведение со стороны раввина Берл Лазара противоречит духу Торы и копирует акции криминальных структур. Привнесение обычаев и методов эпохи дикого капитализма не имеет прецедентов в истории еврейской жизни России".

Эти неожиданные демарши КЕРООР привлекли внимание прежде всего потому, что в последние годы конфликт между двумя ведущими еврейскими организациями утих и, более того, наметилась серьезная тенденция к объединению. Подобные демарши не могли не заставить нас спокойно во всем разобраться.

Сначала о договоре о сотрудничестве между ФЕОСНГ и АЕК. Как известно, на самом деле был подписан не договор, а всего лишь меморандум о взаимопонимании. С точки зрения юридической разница между договором и меморандумом такая же, как между объяснением в любви и подписанным брачным контрактом. Но если две родственные организации решили совместно действовать - что ж, флаг им в руки. Кроме того, и в этом определенный пиар-плюс данной акции для ФЕОР - в меморандуме провозглашается приоритет деятельности по укреплению российско-израильских отношений. Не секрет, что очень многие оппоненты Федерации упрекали ее в том, что ФЕОР стремится оторвать и противопоставить российских евреев "исторической родине".

А вот со второй медиа-бомбой все как-то сложней и запутанней. Сейчас, когда пишутся эти строки, вдруг выясняется, что кто-то из раввинов-подписантов скандального заявления, оказывается, даже и не подписывал документа, другой подписывал, но видел текст только на иврите и т.п. В общем, творится та же самая "воландовщина", о которой мы писали в связи с событиями по поводу антисемитского "Письма 19" или, по другой версии, "Письма 500". Опять то ли подписывали, то ли не подписывали, то ли документа не видели. А, может, все это было, но таинственным образом исчезло... Кстати, сейчас в еврейских общинах циркулирует "Открытое письмо к еврейской общественности от общины "Даркей шалом" в Отрадном, подписанное раввином общины ДовидомКарповым", про которое теперь выясняется, что это - некий внутренний закрытый документ, который вовсе не имеет статуса открытого письма.

Суть интриги на основе доступных фактов выглядит следующим образом. В 1997 году здание синагоги в так называемом " Духовном комплексе в Отрадном", где соседствуют рядом сакральные здания христианства, иудаизма и ислама, было передано в бессрочное и безвозмездное пользование иудейской религиозно-просветительской организации "ХАМА", о чем в июле 2001 года заключается соответствующий договор с мусульманским объединением "Ярдем", которое является инициатором строительства комплекса и на балансе которого находится здание синагоги. Договор предусматривал аренду здания синагоги сроком на 49 лет. "ХАМА" является религиозно-общественной организацией, ведущей просветительскую деятельность в России с начала 90-х. Возглавляет ее раввин Довид Карпов, любавичский хасид.

В феврале нынешнего года встал вопрос о передаче культового здания в собственность именно религиозной организации, как того требует законодательство. А "ответственный квартиросъемщик" отрадненской синагоги "ХАМА" (а не община "Даркей Шалом", не имеющая самостоятельного статуса) - организация общественная, а не религиозная. Выбор пал на ФЕОР. Представители последней при встрече с раввином и членами общины заявили, что никто не покушается на их самостоятельность и традиции, не требует, чтобы они стали сотрудниками ФЕОР. Просто необходимо соблюдать некоторые условия, причем даже не религиозного, а, скорее, дисциплинарно-поведенческого плана. Кстати, в уже упомянутом "открытом письме" ФЕОР, конечно, критикуется, но отнюдь не предстает такой уж однозначной страшилкой, причем выражается готовность к компромиссу. Ведь известно, что сакральная иерархия в иудаизме и исламе, в отличие от христианской Церкви, отсутствует, каждая община и ее глава самостоятельны в решениях, примыкать или нет к той или иной организации.

Словом, спор "хозяйствующих субъектов", или, если хотите, "юридических лиц". Конфликт, который вполне разрешим на межличностном уровне. Создание вокруг него шумихи попросту ничего не даст, и тем более не разрешит саму проблему. В последнее время во многих религиозных общинах имели место попытки представить "споры хозяйствующих субъектов" как религиозную войну, или грядущий апокалипсис. Но, познакомившись с ситуацией поближе, так и хочется вслед за Станиславским воскликнуть: "Не верю!"

Итак, наверное, можно в целом согласиться с мнением, что все эти демарши последних дней, изрядно подпортившие имидж еврейского межобщинного диалога, инспирированы теми лицами, которые не хотят единения двух еврейских структур, пытаются противодействовать этому путем, по-русски говоря, "пиара в масс-медиа", делая это с тонкостью слона в посудной лавке.

Простому трудовому российскому еврею собственно все равно, где он получит полноценное еврейское образование и разовьет свою еврейскую идентичность - в Марьиной Роще (ФЕОР) или Спасоглинищевском переулке (КЕРООР). Между различными направлениями иудаизма нет принципиальных догматических и богослужебных разногласий, и поэтому рядовой верующий вполне может пользоваться ресурсами обеих, пусть и не всегда дружащих между собой организаций. При этом надо учитывать наличие подобного раскола среди российских мусульман, результатом которого стало резкое падение авторитета духовенства в глазах верующих в обеих юрисдикциях.

Нееврейский же обыватель, узнав про подобные явления, подумает: "Вот, говорят, что эти евреи всегда едины и сплочены, а они такие же... как и все мы". А те силы и личности, которые стоят за написанием и подписанием пресловутого "Письма 19", почувствовав слабое звено во "враждебном лагере", активизируют свою деятельность.

Над этим последним особенно стоит подумать.

Валерий Емельянов,

"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования