Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Скандал заказывали"? Про то, что такое "худо" и что такое "бедно" в церковной политике


Греция бурлит, балканские страны волнуются, митрополиты смущаются, политики включают абзац о "священной коррупции" в предсъездовские и съездовские речи. Эллада – хотя уже и не древняя, но все же весьма совестливая задним числом страна. "Замаранные" служители алтаря, еще недавно гордо выступавшие как защитники православия от посягательств Константинополя в Иерусалиме и Македонии, спешно собираются покинуть красивые кабинеты и отправиться в далекий монастырь на покаяние скитское. Эти сборы могут продлиться довольно долго, но в целом тенденция просматривается.

Конечно, во всем этом греческом скандале есть нечто провинциально-любительское. Любой мало-мальски смыслящий в подобных играх политик сразу же заметил бы, что совершенно необязательно было задействовать в схемах тайного финансирования выборов Иерусалимского патриарха наркоаферистов. Зачем было пользоваться услугами темных личностей, с подложными паспортами скрывающихся от Интерпола? Да и вообще, скорее всего, скандал этот с теневым финансированием был наиболее выгоден именно в Фанаре.

Далее следуют истории с подкупами чиновников и судей – понятно, что в средиземноморской стране, как и в России, все продается и все покупается. Если какого-то видного деятеля осуждают, значит за это хорошо заплачено. Только почему покровительство оказывалось, скажем, не биржевым аферистам, а именно наркомафии? Вероятно, придется признать, что дело в Элладской Православной Церкви (ЭПЦ) зашло так далеко, что спрятать эти связи Церкви с наркоденьгами совсем не получится, поэтому решили пожертвовать несколькими крупными фигурами.

То, что все политики крупного ранга так или иначе сталкиваются с возможностью пойти по дороге "больших денег и большой власти" - очевидно. То, что страна, позволяющая себе иметь "государственную Церковь" неизбежно выводит церковных иерархов в большие чиновники – азбука политики. То, что если коррупция царит во всем обществе, то неминуемо поразит она и церковный организм – тоже ясно. Так что большого сюрприза тут нет. Другое дело – кому и зачем нужен этот скандал. В насквозь коррумпированном обществе скандал есть эффективный инструмент передела сфер влияния и перераспределения средств. Так что тут все ясно.

А как же Россия? Невольно задаешься вопросом: случись такое у нас, как бы вели себя наши "всецерковно назначенные"? Стали бы они столь определенно реагировать? В нашей стране массовое сознание отчетливо взыскует возврата к советской определенности, томится по светлым временам господства единой идеологии. Власть к этому томлению даже не очень причастна. Подобно кристаллу, который сам по себе растет согласно внутреннему алгоритму, это сознание выстраивает некую "вертикаль". Власть только отражает этот процесс. И тут надо заметить, что внутри государственной партии, например КПСС, всегда существует механизм внутреннего запаса. Это значит, что, если отдельный высокий партийный чиновник оказался замешан в грязной истории, партия покрывает его грехи, переводит на тихую незаметную должность, чтобы со временем, когда скандал забудется, ввести его снова в обойму. Если бы несчастный директор Елисеевского гастронома, расстрелянный некогда за "особо крупные размеры" поделился бы вовремя с кем надо, не было бы никакого скандала с расстрельным приговором. Ну, уволили, ну, в крайнем случае, посадили бы в спецзону для начальников.

Вся эта история нужна для объяснения одного простого тезиса: в России столь надежна внутрипартийная "амортизационная подушка" и столь силен "заминательный" механизм, что невозможно представить себе ничего подобного Греции. Все знают, что многие крупные иерархи занимаются крупной коммерцией. А крупная коммерция немыслима в России без крупной коррупции. Это настолько банально, что, когда журналистам "кто-то" подкидывает жареную информацию про коммерческо-коррупционные проделки иерарха НН, те лениво отмахиваются, мол, уже не так интересно. В России никакая коррупция сама по себе не приводит к скандалам и отставкам. Что же тогда к ним приводит? Правильно – чья-то направленная воля, иначе говоря, чей-то заказ. Когда кому-то нужно, чтобы парение министра, окруженного сонмом валькирий в бандитской бане стало достоянием гласности – материал сбрасывается в СМИ. Итог банален – сложившийся десятилетиями, а то и веками механизм в одночасье не исправишь, да отисправления может вовсе сломаться и то, что худо-бедно работает. Этот механизм должен исчезнуть вместе с политической и психологической системой породившей его. А значит, нужно только время.

Вопрос тут в другом – в статусе публичности церковной политики. Там, где церковная жизнь проходит без особого масштаба, Церковь не является государственной, - нет и "политики". Многие верующие так и видят церковную жизнь – нет там никакой политики, одна благодать. А "отцы духовныи" утешают их: "Нет, конечно, нет!" И только, когда пасомые отправятся восвояси, иной искушенный церковник вздохнет, да подумает: "Ах, кабы так было!" Другое дело – в небольших или, по крайней мере, негосударственных Церквах. Можно отстранить или назначить кого угодно. Можно уволить за нарушение нравственности. Можно делать то или это, исходя из канонов, а можно и из собственного каприза, но только не из-за заказа. Получается "бедно", но по большей части не худо.

Игнатий Алексеев,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования