Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Секуляризация против коррупции. Коррупционный скандал в Элладской Церкви ведет к ее отделению от государства и к росту старостильного движения


Православная Греция, на которую как на неоспоримый пример для подражания указывают многие российские сторонники "симфонии" РПЦ МП с путинской "вертикалью", внезапно оказалась в глубоком кризисе. Не экономическом, не политическом и даже не экологическом. Кризис поразил "духовный стержень" братского государства – Элладскую Православную Церковь. Ту самую, которая имеет "Антидиффамационную лигу" для борьбы с антицерковными журналистами, которая имеет свои ежедневную газету, теле- и радиоканал, ту самую, которая, как будто, помогала РПЦ МП сдерживать "гегемонистские поползновения" Константинопольского патриархата. При всей своей "правильности" и "эффективности" Элладская Церковь оказалась насквозь поражена коррупцией. А если главный пример для подражания оказался столь ненадежным и гнилым, то чей же опыт теперь нам перенимать, чтобы наилучшим образом выстроить систему взаимоотношений РПЦ МП и государства российского? Наука пока молчит, не дает ответа на этот неудобный вопрос…

Вкратце напомним историю нынешнего греческого церковного скандала, разразившегося словно гром среди ясного неба. В середине января в греческой прессе появились первые сообщения о том, что некоторые высокопоставленные митрополиты и архимандриты передавали продажным судьям немалые деньги, за которые те освобождали из-под стражи самых отпетых преступников – наркодилеров и торговцев оружием. Расследование, которое началось с разоблачения деятельности коррумпированных судей, постепенно вышло на их пособников-митрополитов, один из которых – между прочим, столичный – был отстранен от управления епархией, а другой отдан под следствие. Самую активную роль в преступной цепочке играл некий архимандрит Иаков (Йосакис), возможно, и сам занимавшийся наркобизнесом. Греческая пресса, несмотря на ставшие бессмысленными усилия "Антидиффамационной лиги", набросилась на самого предстоятеля Элладской Церкви – Архиепископа Христодула, заподозрив его в осведомленности о коррупционной деятельности митрополитов и старших клириков. В середине февраля добрая половина православной Греции уже скандировала: "Христодула – в отставку!" В прессе появились два письма Архиепископа судебным работникам, в котором он просил "чисто по дружбе", без упоминания денег, облегчить участь своих друзей-наркоторговцев.

Похоже, наркотики были главной статьей теневых доходов старших клириков Элладской Церкви. РПЦ МП, на свое счастье, пока существует в условиях более строгого контроля над информацией, поэтому подобные факты в деятельности ее иерархов не выявлены. Однако размах теневой экономики в РПЦ МП огромен. Начиная с неучтенных и не обложенных никакими налогами "вознаграждений" за требы и кончая участием в вывозе за рубеж нефти, драгоценных камней и металлов, икры и дальневосточного краба. Заметим, что как в Греции, так и в России, церковная коррупция – плод "симфонии" с коррупцией светской. В Греции она поразила в первую очередь судебную систему, а в России и судебную, и все остальные. Криминально-коррумпированная бюрократия, похоже, стала полноценным хозяином России вместо напуганных, арестованных и разбежавшихся "олигархов".

Но вернемся в Грецию, репутация которой теперь сильно подмочена в глазах российской православной общественности. Сначала опрос общественного мнения, а потом и заявления ведущих парламентариев страны показали: Греция идет к "разводу" Церкви и государства, то есть к юридическому отделению первой от последнего. Страна, которая появилась благодаря интегрирующей роли национальной Церкви, которая предоставила все экономические и социально-политические условия для развития церковной деятельности, вынуждена добровольно, без всякого вражеского давления извне, расстаться с государственной Церковью. Серьезный урок всем государственным Церквам, что и говорить.

Нас, конечно, поспешат обвинить в злорадстве по поводу очередного "социального поражения" Православия. Но для нас не стал неожиданностью нынешний кризис. Современные недуги официальной Элладской Церкви коренятся в событиях 1920-х гг., когда приняв – из экуменических побуждений – новый, григорианский, календарь эта Церковь породила масштабный раскол, подобного которому не было в истории греческого народа. Функции народной совести во многом перешли к миллионному движению истинно-православных христиан-старостильников, которые на протяжении нескольких десятилетий проводили официальная Церковь и светская власть. Преступная политика беззаконных гонений на греческих граждан, сохранивших верность отеческим традициям, конечно, сплотила духовную и светскую власть, но союз, основанный на преступлении, не может быть прочным. Потеряв значительную долю своего авторитета, новостильная Церковь укрепляла свою могущество за счет опоры на внешнюю силу – власть, деньги, наркотики. А это, в свою очередь, подстегивало рост популярности старостильного движения, которое, как это часто бывает в условиях гонений, разделилось на множество "ветвей". Происходящий ныне процесс секуляризации Греции может поставить в равные правовые условия старо- и новостильников, что приведет к росту числа истинно-православных христиан и, возможно, послужит историческому делу их объединения.

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования