Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Видения в госпитальной тиши. Новые решения по укреплению Католической Церкви придется принимать преемнику нынешнего Папы


Новый виток госпитализаций главы всего католического мира, Папы Римского Иоанна Павла II, операция, сделанная старцу-понтифику, и - более того - недомолвки и умолчания информационных служб Ватикана потихоньку раскачивают ситуацию в информационном пространстве католического мира.

Дело в том, что Папу уже несколько раз хоронили, но он всякий раз вновь появлялся на традиционном балкончике над площадью св. Петра. Однако теперь ситуация, как кажется, уже иная. Вне зависимости от того, сколь долго еще проживет Папа, те, кто встанет на его место и место его советников, уже сейчас должны четко знать, как станут они решать те критические для церковного бытия проблемы, которые по вполне объективным причинам не смог решить немоществующий понтифик.

Различные группы церковных политиков уровня епископа, представляющие интересны целых государств и народов, переживают момент небывалой активизации. И хотя, наверное, можно считать вопрос о будущем Папе в принципе решенным (все же такого рода вопросы не решаются в одночасье), до времени его кандидатура никому не известна. Каково бы ни было грядущее решение конклава, страсти разгораются с новой силой, ведь вопрос о папской кандидатуре – вопрос не только церковный, но и политический. В современном мире Папа Римский традиционно играет значительную политическую роль, которой нет аналога.

Политически слабый и не имеющий влияния Патриарх Варфоломей воспринимается, скорее, как чисто духовный и отчасти этнический лидер. Глава РПЦ МП Патриарх Алексий II, хотя и является предстоятелем самой численно большой православной юрисдикции, все же политически является сателлитом российского президента, не имеет отчетливого и самостоятельного политического голоса и никогда не выступает с политическими заявлениями. Прочие лидеры православного мира еще в меньшей степени являются политиками. Главы же протестантских деноминаций преимущественно играют настолько незначительную роль, что всерьез считать политическими фигурами их никто не станет. Пожалуй, единственное исключение составляет Архиепископ Кентерберийский.

Но вот вопрос: а нужно ли главе западного христианства быть политиком? Оказывается, нужно: ведь в современном мире политика – это не только управление, это еще и влияние, и координация различных тенденций и усилий. Для продвижения в политику христианского идеала необходимо, как минимум, иметь трибуну и мегафон. Если их нет, то духовный лидер может сколь угодно долго надрывать горло, пытаясь докричаться до политиков – его никто не будет слушать. Если только не считать, что любое государство есть "большая разбойная банда", ибо государства современного типа презрели закон, духовный лидер должен проводить христианскую политику, которая частенько будет идти вразрез с политикой мира сего. В последние годы эта функция духовной власти Римского первосвященника несколько уступила место техническим вопросам, пастырским поездкам, решению нравственных проблем, возникших вследствие "гомосексуальных скандалов", но никто не отказывался от политики.

Значит, новый Папа будет воплощать некую новую политическую реальность. Эта реальность, как кажется, будет связана со все более поляризующимся миром, в котором обозначен один бесспорный гигант и различные группы более мелких стран. Помимо выражения интересов стран европейского блока, пытающихся сохранить старо-европейскую культуру и идентичность, новый Папа должен будет выражать интересы стран Третьего мира в гораздо большей степени, нежели Папа Иоанн Павел. Новый Папа призван стать защитником нарождающегося порядка в мире. Этот новый порядок определится грядущим "пробуждением" Третьего мира.

Но остается еще и главная сфера. Какие же первостепенные духовно-церковные задачи должен будет решить новый понтифик, которые остались нерешенными за долгий понтификат первого Папы-славянина?

Сейчас уже стало ясно, что католический "экуменизм" (который нельзя, впрочем, путать с протестантской "теорией ветвей"), провозглашенный Вторым Ватиканским Собором, по большей части не оправдал себя. Сближения с православными Церквами не произошло; исключения, вроде тяготеющей к Западу Румынии, да ищущего опоры в мире Патриарха Варфоломея - не в счет. Поэтому в сфере межконфессиональных отношений новый Папа будет стараться мобилизовать ресурсы в сторону "новой миссии", постепенно сводя отношения с православными к дипломатическому протоколу и социальному сотрудничеству. В отношении протестантского мира, как кажется, политика "катэкуменизма" ничего особенного не дала. Видимо, в этой сфере, как и вообще в областях церковной жизни, задаваемых богословскими векторами, будет происходить медленная "консерватизация" при поиске новых источников миссионерства. В этой связи, как кажется, новый Папа даст, наконец, зеленый свет Греко-католическому патриархату на Украине.

Новому Папе придется каким-то образом решать проблему вовлеченности духовенства в мир. Число скандалов с сексуальной подоплекой и вообще проникновение мирских стихий в среду клира, возможно, даст импульс для расширения корпуса женатого духовенства, которое само по себе уже есть миссионерский ресурс.

И наконец, новый Папа должен будет несколько децентрализовать структуру Католической Церкви в сторону повышения роли национальных конференций епископов и возможного появления автокефальных католических Церквей.

Короче говоря, новая эпоха, замаячившая в госпитальной тиши, должна по идее стать эпохой консервативной по существу. Источник энтузиазма новому понтифику должен будет открыться именно на путях возвращения к традиционности и осторожных реформ церковного устроения опять же на основе старой доброй традиции. Никаких особенно резких движений, впрочем, не предвидится сразу, однако поворот неминуемо должен произойти.

Игнатий Алексеев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования