Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Монумент истины


"Железный Феликс", похоже, все-таки не вернется в культурное и духовное пространство современной России. Кремль в лице заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова сказал-таки вчера вечером свое решающее слово, недвусмысленно дав понять, что не разделяет инициативу столичного градоначальника. Юрий Михайлович, видимо, не до конца распознал вкусы и идеологические пристрастия нынешнего хозяина Кремля. Хотя, впрочем, может быть, и распознал, но только надо ведь было кому-то протестировать общественное мнение, проверить на порядочность основных политических игроков современной России. Вот, видимо, московский мэр и согласился выступить в почетной (правда, несколько неблагодарной) роли "социометра" Кремля.

Для православных, несмотря на синтезаторские потуги православно-патриотического движения, усердно пытающегося в последние года запрячь в одну телегу "национальной идеи" кровожадного большевистского коня и трепетную лань христианского ненасилия, идея восстановления "железного Феликса" с самого начала была неприемлема. Этот скульптурный символ, то есть – выражаясь по-христиански – идол, можно воспринимать лишь как пугало для безбожников-гуманистов, и это для такого восприятия нужно иметь весьма специфическое чувство юмора. Если же по-серьезному – а к идолам надо относиться серьезно, -- то торжественное воздвижение в центре Москвы, на сакральном пятачке Лубянской площади, чекистского кумира означало бы демонстративный разрыв преемства между нынешней властью РФ и тысячелетней российской государственностью. Это означало бы провозглашение революционного беззакония эталоном законности, а богоустановленной государственности – "строем эксплуататоров-мракобесов". Иными словами, провозглашение светом тьмы, а правды – ложью.

Первым из религиозных деятелей на эту, мистическую, подоплеку кампании за восстановление памятника Дзержинскому указал  митрополит Валентин (Русанцов) – предстоятель сравнительно немногочисленной и весьма дискредитированной в последнее время усилиями РПЦ МП "альтернативной" Российской Православной Автономной Церкви. Выступая от имени "Церкви Новомучеников", добрую половину паствы которой до сих пор составляют "катакомбники", загнанные советской властью в глубокое подполье за отказ исповедовать "православный коммунизм", митрополит Валентин предостерег ревнителей памяти "железного Феликса" от ответственности за кровь тысяч и тысяч Новомучеников Российских, пролитую Дзержинским. Не секрет, что "красный террор", придуманный основателем ЧК, был направлен на уничтожение эксплуататорских классов, одним из которых считалось духовенство. Подвиг Новомучеников ХХ века, число которых беспрецедентно для всей церковной истории, показал, что российские священники не превратились в "эксплуататорский класс", хоть этому и благоприятствовал, в какой-то степени, статус "государственной Церкви" и официального "господствующего исповедания". Строго говоря, когда наступает испытания час, Церковь перестает делиться на "клир" и "мир"; она делится только на "верных" и "неверных"…

Образ "железного Феликса" вошел в живое предание Катакомбной Церкви России – реальной Церкви Новомучеников советских времен – как образ неистового тирана-богоборца. Так же, как вошли в это предание образы Ленина – антихриста с маленькой буквы, -- и Сталина – красного лжецаря. С точки зрения этого живого предания, восстановление памятника Дзержинскому стало бы зримым знаком начала эпохи новых гонений на истинную веру. Суть не в том, золотятся ли купола храмов, а в том, отвлекают ли эти храмы от поклонения идолам. Ведь известно, что и сам Антихрист (уже с большой буквы) будет провозглашен царем вселенной не где-нибудь, а в христианском (!) храме…

В этом контексте становится вполне ясно, почему митрополит Валентин предложил не просто отказаться от восстановления памятника, но перелить этого идола в колокол памяти.

Патриарх Алексий II высказался по вопросу о памятнике только вслед за Владиславом Сурковым и повторил его формулировки слово в слово, точнее даже — пошел "след­-в-след", за прокладывающим путь сапером боясь оступиться. Тем самым стало очевидно, что никакой самостоятельной позиции по этому символически и нравственно важному вопросу у иерархов РПЦ МП нет и они не только выглядят, но и хотят выглядеть здесь рупором Кремля, целиком и польностью руководствующимся "политической целесообразностью" и не смеющим обидеть ни "чекистов", ни "мемориальцев". Тема подвига и трагедии новомучеников, несмотря на то, что сонм их, был прославлен в 2000 году (как минимум – с десятилетним опозданием) на Юбилейном Архиерейской Соборе РПЦ МП, — для официальных иерархов не актуальна. В то время как долг Церкви и долг её иерархии быть не "против власти" и не "вместе с властью", а вместе со святыми.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования