Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Новое Сараево в Бейруте. Убийство бывшего ливанского премьера разожжет жестокий религиозно-общинный конфликт в этой стране, а, может быть, и широкомасштабную войну


Несмотря на то, что убийство экс-премьера маленького Ливана и обладателя большого личного состояния в 10 млрд. долларов Рафика Харири произошло более недели назад, актуальность этого события будет еще долго сохраняться, подобно медленным кругам, расходящимся по воде после упавшего в воду камня.

Это убийство с очень и очень большой вероятностью может стать миной, способной взорвать хрупкий баланс мира в этом уникальном крошечном государстве, в котором общество разделено на достаточно мелкие сегменты по религиозному принципу, и именно этот последний определяет силу и значение той или иной конфессиональной группы. А борьба за место под солнцем ведется исключительно с помощью силы оружия. В истории страны это стало причиной гибели двух премьеров – Рияда ас-Сольха и Рашида Караме (суннитов), а также президентов Башира Жмаейеля и Рене Муавада (маронитов). С личностью Харири связано не только прекращение двадцатилетней религиозно-межобщинной войны в Ливане, которая все это время определяла состояние политики арабо-мусульманского мира, но и период невиданной в последние годы экономической и политической стабильности. В этой связи кто-то из журналистов сравнил его убийство с убийством в 1914 году австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево, ставшее, как известно, причиной Первой мировой войны.

И вот схематический анализ возможных последствий. Итак, возможно, за бейрутским взрывом стоит Сирия, ибо последние годы ее военное присутствие стало естественным раздражителем для большинства ливанцев. Сирия же, конечно, обвинит в этом убийстве Израиль, но эта версия убийства маловероятна. Не исключено, что Израиль вместе с США используют эту ситуацию, чтобы надавить на ныне непокорный Дамаск.

И тут в действие вступит конфессиональный фактор. Ливанскую оппозицию сирийскому влиянию возглавляет Патриарх Маронитской Церкви Насралла Сфейр. С ним заодно выступают лидеры друзов Камаль и Валид Джумблаты. Эти последние – секта, конечно, синкретическая, закрытая и малопонятная, но стреляют хорошо, и если дружат с кем-то, то только против кого-то. Мусульмане же, которых стало в Ливане большинство, тоже могут почувствовать себя дискомфортно, почувствовав попытку христиан вернуть былую власть и могущество в Ливане. Кроме того, в стране сделаны большие инвестиции из салафитской Саудовской Аравии, да и Сирия – страна с абсолютным мусульманским большинством. В общем, самая питательная среда для того, чтобы возникло межарабское столкновение, бессмысленное и беспощадное, причем обязательно под религиозными лозунгами. Запад, конечно, вмешается – хороший момент, чтобы попытаться установить демократию в недемократической Сирии, входящей в пресловутую "ось зла". Но тут же рядом Ирак, где до мира, причем межрелигиозного, очень далеко. В общем, заалеет Ближний Восток зарею новой... Мало не покажется.

А теперь от политики перейдем к размышлениям о религии. Если в регионе, являющемся колыбелью трех основных духовных традиций человечества, только война может служить разрешением, в том числе и религиозно-межобщинных, проблем, тогда... Вот мнение рядового американского христианина, опубликованное 21 февраля в газете "Стэйтсмен": "Война в Ираке представляет серьезную дилемму для думающих христиан. Если в Писании истинно то, что Иисус говорил "любите врагов ваших", "подставь другую щеку", "молитесь за врагов ваших" и "прощайте до седмижды семидесяти раз", то возникает проблема. Ведь нынешняя война основывается на философии: "Убей врага твоего, возьми меч в руки, не подставляй второй щеки, и не прощай, но бомби, убивай тех, кто угрожает тебе". И если целью такой войны является установление мира и демократии, то у нас, христиан, не остается иного выхода, кроме как взять Библию и выкинуть из нее Новый Завет, поскольку учение Иисуса неверно. Если мир возможен только через войну, значит жить нам надо по Ветхому Завету с его "око за око, зуб за зуб". И мы, те, кто с надеждой ждет Его второго пришествия, невольно задумываемся над тем, а был ли Он прав и в других вещах?"

Это мысли некоего Аллена Дж. Вайнлэнда из Техаса о войне в Ираке. Но когда эта война вот-вот может вспыхнуть на землях, по которым ходили Христос и Его апостолы, подобные мысли должны прийти в голову большему количеству людей.

Валерий Емельянов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования