Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

In vivo. Перспективы "исследования живого религиозного организма" на старообрядческом аналоге "Рождественских чтений"


Открытие очередной конференции "Старообрядчество", традиционно воспринимающейся как "научная", лучше всего можно охарактеризовать как атмосферу "ожидания возрождения". Именно о такой масштабной программе думаешь, слушая доклады глав старообрядческих согласий и ученых-исследователей староверия.

В докладах Митрополита Московского и Всея Руси Андриана и епископа Курского Аполлинария Дубинина было впервые прямо высказано несколько важных тезисов, лежащих в основе этой программы. Во-первых, иерархи заявили о необходимости более тесного сотрудничества разных ветвей (согласий) староверия в целях создания и расширения уже существующей "исторической альтернативы" (этот термин произнес Митрополит Андриан) господствующей Церкви в обстановке веротерпимости. В связи с этим оба иерарха критиковали нынешнюю ситуацию в российской религиозной политике как недостаточную по веротерпимости, из чего, собственно, следует всемерная необходимость развития и укрепления религиозного плюрализма в рамках традиционного для России православного русско-византийского вероисповедания. Епископ Аполлинарий указал, например, что "Россия еще не узнала настоящей веротерпимости", а Митрополит Андриан заявил, что улучшение отношений староверия с властями России надо использовать для развития взаимного диалога старообрядческих согласий.

Во-вторых, старообрядческие иерархи высказали мысль о том, что целью диалога с РПЦ МП может быть исключительно покаяние новообрядцев в гонениях и возвращение новообрядчества к Старой Вере. Митрополит Андриан сказал, что диалог в этом направлении только начался, но никто не может сказать, как он пойдет. Отвергнув экуменическую перспективу (Митрополит Андриан напомнил, что Церковь осуждает экуменизм как ересь), предполагающую восстановление церковного общения при сохранении вероучительной и обрядовой разности, старообрядцы выразили надежду на "перспективу возвращения". Епископ Аполлинарий, например, высказался в том смысле, что главенствующее исповедание выражает призывы к диалогу со старообрядчеством в ситуации внутреннего противоречия: некоторые отдельные священники и миряне готовы встать на путь возвращения к Старой Вере, но для высших иерархов эти декларации существуют "только на бумаге", ибо в действительности их церковное сознание далеко от идеи "возвращения".

Наконец, третий момент был самым важным: для старообрядцев наступило время перегруппировки сил для того, чтобы заявить о себе как об общественной силе. Именно поэтому Митрополит Андриан высказался за необходимость широкого символического осмысления юбилея распечатания алтарей Рогожского Покровского собора. Дарование Указа о началах веротерпимости было окончательным примирением староверов с российской властью, так что это религиозное событие общемирового масштаба. Оно не было только распечатанием алтарей, оно стало символическим "распечатанием всего старообрядчества", выходом его на общероссийский масштаб как полноправного наследника древней русской Церкви, "первым опытом исторической альтернативы господствующему исповеданию". Государство в лице Николая II признало фактический крах политики удушения и гонений, признало, что силами полицейского давления нельзя решить вопросы веры, нельзя решить проблему религиозной основы государства, серьезно расшатанной в XVII в., о чем явственно говорит телеграмма царя, направленная сто лет назад старообрядцам.

Трудно отделаться от впечатления, что конференция В. Осипова перерастает рамки научного мероприятия и претендует на то, чтобы стать местом контакта Церкви и науки, с одной стороны, и смотром-площадкой межцерковного сотрудничества – с другой, наподобие проводимого РПЦ МП мега-форума "Рождественские чтения".

Бросается в глаза также и то, что в новых условиях наиболее близкая к государственной власти РПСЦ явно берет на себя роль лидера в этом процессе "подготовки к возрождению". Если лидеры поморских общин занимают осторожную позицию, то РДЦ, находящаяся в глубоком кризисе, практически вовсе не представлена на этой конференции.

Надо сказать, что практически все участники говорили о новых перспективах. Принципиально важным является понятие "историчности" альтернативы, которую представляет собой Старая Вера. Она укоренена в русской истории, в тех глубоких культурных слоях, которые почти начисто исчезли из современной культуры. Новообрядческим идеологам приходится то выдумывать нечто новое, то пользоваться западными (католическими и протестантскими) наработками. Возьмем, например, пресловутую "Социальную концепцию РПЦ МП". Там, на основе интеллигентского подхода ее авторов (А.Б. Зубова и других) и на языке советской гуманитарной интеллигенции представлена попытка выразить компромиссное и сложное отношение христианства ко многим вопросам современности. Это – "программа как бы", то есть авторы все время делают оговорки о сложном и двусмысленном характере многих проблем и практической невозможности предложить однозначное решение. Нередко получается, что четких ответов на многие вопросы этот документ не дает именно из-за своей слабой укорененности в историческом бытии и разуме народа, а также сильной погруженности в интеллигентский (в общем-то, социально маргинальный) контекст. Для народной массы такой документ почти ничего не говорит. Скажи, например, эта же концепция четко: "Церковь запрещает и осуждает второбрачие" или "Только православная монархия есть легитимное для Церкви государство" или другое, пусть и радикальное, но укорененное культурно и интеллектуально в народной среде утверждение, понятность и "востребованность" ее повысилась бы во много раз.

Не раз говорилось о том, что историчность – ключ к современной культуре. То, что глубоко не укоренено в историческом бытии народа, имеет малый шанс привиться глубоко. Именно поэтому епископ Аполлинарий назвал ученых-исследователей старообрядчества подвижниками и героями. Эти светские люди-ученые, исследуя "живой религиозный организм", как выразился маститый иерарх, возвращают старообрядчеству его законное и значительное место в культуре и обществе вообще.

Пока же, впрочем, далеко не все староверы готовы на официальном уровне говорить о многих вопросах церковной и общественной жизни прямо и недвусмысленно. Близость к водовороту "царских милостей" может опасно кружить голову даже идеологам староверия. Под влиянием властных ласк и привилегий может опасно ослабиться градус противостояния "злобе века сего", которым всегда традиционно было сильно староверие. Впрочем, намечен путь исторической "альтернативы казенному православию", то есть такому пониманию Православия, которое, утратив многие глубокие корни, вырастило ложные побеги и стало цепляться за разные внешние и часто зыбкие реальности падшего мира.

И если "Осиповские чтения" станут той средой и площадкой, в которой русское староверие выйдет на путь внутренней консолидации для наиболее эффективной реализации программы такой "исторической альтернативы", то этот процесс может сильно повлиять на религиозный пейзаж России, который в последнее время не отличается особым разнообразием, а в будущем открыть некий "законсервированный творческий духовный ресурс множества людей и народов, для которых православная вера явилась в форме, заданной русской культурой и русской историей.

Федор Конев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования