Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Либо сдаться, либо исчезнуть. На материале «богородичников» обкатываются новые методы ведения религиозной политики в России?


Было бы большой ошибкой, анализируя ситуацию вокруг налета на "Богородичный центр" в минувший вторник, концентрироваться на спорах о том, благословлял или нет персонально протоиерей Димитрий Смирнов налетчиков. Слишком трудно непредвзятому исследователю установить истину в таком деликатном вопросе, особенно учитывая должность о. Димитрия – председатель Синодального отдела РПЦ МП по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

В любом случае, налетчики всячески подчеркивали свою верность священноначалию РПЦ МП. "Нечаянно" они назвали себя членами православного братства, а согласно определению Архиерейского Собора 1994 года, братства могут создаваться лишь при приходах или епархиях РПЦ МП, по благословению, соответственно, настоятелей или епархиальных архиереев. Кроме того, в уставах и декларациях разного рода братств, возникших в Москве в 90-е гг., постоянно подчеркивается их основная функция – защита матери-Церкви, в том числе в форме борьбы с ее врагами, то есть с разного рода "сектантами" и "раскольниками". Посему – независимо от формального благословения о. Димитрия – налет на "Богородичный центр" 15 февраля вполне укладывается в ту систему ценностей и ту методологию работы, которой он, как активист братского движения и главный "силовик" РПЦ МП, должен придерживаться. Поэтому едва ли логично прозвучали бы с его стороны опровержения распространенной "оппонентами" информации о том, что он благословил братчиков-ревнителей. Ведь такое опровержение может быть воспринято как отречение от силовых методов борьбы с "сектантской заразой" и даже как косвенное сочувствие потерпевшим.

На примере налета на "Центр русской духовности" можно увидеть традиционный для России, особенно путинской, конфликт между формальным и "реальным" правом. Формально – "Богородичный центр" имеет тот же юридический статус, что и РПЦ МП, и находится под защитой российского государства и его правоохранительной системы. Реально – РПЦ МП связана с этой правоохранительной системой тысячами невидимых коррупционных ниточек, которые заставляют правоохранителей служить не простым российским гражданам и созданным ими в соответствии с законом объединениям, а корпоративным интересам тех, кто составляет господствующую в России криминально-бюрократическую корпорацию.

Мы уже неоднократно, на разных примерах, подмечали, что модное ныне строительство вертикалей простирается и на сферу религиозной жизни. Здесь происходит своя кристаллизация и централизация, по завершении которой "право на жизнь" должны будут сохранить лишь те религиозные организации, которые встроятся в новую вертикаль. Прообразом будущего государственно-церковного органа по управлению духовной жизнью страны служит Межрелигиозный совет России, где признанные господствующей конфессией "традиционными" вероисповедания договариваются с государством о всяких льготах и преференциях. При этом РПЦ МП, безусловно доминирующая в совете и руководящая его деятельностью, выступает перед лицом власти как бы полномочным представителем всех верующих россиян и одновременно гарантом "духовной безопасности" тех конфессий, которые она курирует. Осталось лишь объединить высший орган конфессиональной вертикали с органом государственного взаимодействиям с конфессиями, каковым является Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, и государственно-церковная вертикаль будет завершена.

Не к этому ли заветному моменту приурочены усилия некоторых "спорных" конфессий (например, Русской Православной Старообрядческой Церкви) завоевать доверие РПЦ МП и усиление гонений на те общины, которые на подобное доверие рассчитывать не могут? В этом контексте, налет на "богородичников" - не частная проблема маргинальной харизматической группы "мариан". Налет, которым, вероятно, безымянные братчики завершили празднование Сретения Господня, напоминает нам о "реалполитик" российской власти – светской и духовной – в сфере "свободы совести" (едва ли в современной России справедливо будет употребить это словосочетание без кавычек). Это сигнал и "нелояльным" верующим, и местной власти, которая еще порой церемонится с "сектантами". И если подобный "сретенскому" налет на "безбожную выставку", совершенный "братчиками" на Крещение 2003 года, еще спровоцировал формальное судебное разбирательство, то нынешний инцидент останется абсолютно безнаказанным. Просто одни верующие имеют право на существование в современной России, а другие – нет. Тем, кого не устраивает такое положение вещей, четко дано понять: бороться бессмысленно. Надо либо сдаться, либо исчезнуть.

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования