Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Русский католик – брат навек? Идеологические основания экспансии Ватикана на российской территории


Стремление главы Конференции католических епископов России Иосифа Верта больше внимания уделять окормлению католиков восточного обряда стало смелым историческим шагом. Однако ни это заявление, ни восстановление в Омске в прошлом году Экзархата католиков восточного обряда на территории России еще не осознаны церковными властями и обществом в качестве знаменательных событий религиозной жизни страны. Этому есть несколько объяснений: во-первых, представители Святого Престола из дипломатических соображений стараются не затрагивать тему восточного обряда, которая явно навлечет на Российскую Католическую Церковь обвинения в прозелитизме; во-вторых, позиция православных иерархов по поводу появления Экзархата красноречиво говорит о том, что для Московской патриархии это событие осталось курьезной инициативой маргинальной группы священнослужителей, которая не одобрена высшим католическим начальством. В то же самое время русские католические общины, служащие по-православному, но подчиняющиеся Папе Римскому, стали частью российского христианского сообщества, и не только религиозные деятели, но и просто культурные люди вправе задаться вопросом о том, насколько случайно появился подобный феномен.

Появление общественно значимого движения русских католиков в России отнюдь не ставит православных перед проблемой "экспансии" в Россию западных культурных и политических ценностей. Прежде всего потому, что католиками становятся те, кто независимо от католического взгляда на мир считают, что у России не существует своего уникального, "особого" пути развития, а есть только один путь, наиболее цивилизованный, а именно – европейский. Кроме того, "экспансии" как таковой и не может быть, так как русский католицизм, в отличие от протестантских Церквей, не способен и не стремится привлекать в свои ряды представителей широких слоев населения, используя для этого элементы массовой культуры.

Одним из очевидных и бесспорных факторов, способствующих появлению русского католицизма, стало то, что определенная часть постсоветской интеллигенции сделала свой выбор исторического пути в пользу западных идеалов демократии и соответствующих норм жизни. Симпатии к католичеству связаны с тем, что именно с этой верой ассоциируются такие понятия как европейская культура и демократичность, персонифицированная личностями четырех послевоенных Пап: Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна Павла Iи ныне здравствующего Иоанна Павла II.

В православии сторонники европейского развития России практические не находят ни понимания, ни поддержки. После 1991 года Россия стала, по крайней мере, по Конституции РФ, светским демократическим государством, а Русская Православная Церковь, согласно ее "социальной доктрине", по-прежнему рассматривает православную монархию и симфонию властей в качестве идеального государственного строя. Многие православные идеологи культивируют образ католицизма как извечного "духовного врага" нашей страны. В постсоветский период многие священники и епископы РПЦ МП не раз, как и до революции 1917 года, заявляли о том, что католики занимаются "прозелитизмом", приносят "пагубное западное влияние на Русскую Землю".

Культурная привлекательность католичества в значительной мере недооценивается православно ориентированной общественностью и иерархами. Однако культурную ценность католицизма нельзя оценить, исходя из того согласны ли хотя бы 15 процентов населения стать католиками.

Сила католических интеллектуалов не в массовости, а в том, что они пока занимают ту нишу, которую православная общественность часто считает позорной и предательской. Русский католик восточного обряда – это представитель западнической идеологии и культуры, почитатель Петра Чаадаева, Александра Герцена, Иосифа Бродского и Варлама Шаламова. Естественно, что культурная позиция русского католика не имеет ничего общего ни с коллаборационистской позицией в отношении польских захватчиков в Смутное время, ни с экспансией Ватикана в 90-е гг., когда православие еще не оправилось от своего сотрудничества с советской властью.

Обращенный в католичество российский гражданин стремится самими фактом перемены своей церковной принадлежности стать человеком европейской культуры, хочет изжить в себе азиатские комплексы и предрассудки (например, убеждение в том, что "народ к выборам не готов"). Распространенность западнических настроений не только среди интеллигенции, но и среди широких слоев населения подтвердили, в частности, исследования Дмитрия Фурмана среди русских в странах Балтии. Большинство русских в Прибалтике, стремясь стать полноправными гражданами Латвии, Литвы или Эстонии, не желают возвращаться в Россию и строить демократическое государство на основе идеологии "русских традиционных ценностей", среди которых находится и православие. Ключевые слова, определяющие надежды русских в странах Балтии, это: "Мы – европейцы!"

Помимо исторического и культурного факторов, взаимосвязанных между собой, существует мировоззренческая коллизия, которая также по-своему разрешается в русском католичестве. Трудно отрицать любовь католиков восточного обряда к восточному богословию, невозможно отрицать тот факт, что они понимают всю красоту православного богослужения. Естественен вопрос: что же могло чисто с мировоззренческой, даже психологической точки зрения, подвигнуть православных людей к подобному симбиозу, который многие русские люди считают странным: "Они наши, служат по-нашему, а подчиняются Ватикану"?

Помимо культурно-исторических и политических объяснений, позволю себе привести образную интерпретацию отношений Московской патриархии и интеллигенции, среди которой и появляются, и будут появляться в будущем, русские католики. В романе американского писателя Курта Воннегута "Колыбель для кошки" есть эпизод, в котором поведение Бога, которое описывает персонаж этого произведения, похоже на поведение Русской Православной Церкви, а образ человека – на интеллигенцию. Бог в изображении Курта Воннегута создает из глины живые существа, призванные восхвалять Его творения и Его Самого. Единственным говорящим существом оказывается человек, который задается вопросом: "В чем смысл всего вокруг, в чем смысл жизни?" Бог же ответил на это: "Вот ты и ищи сам". И удалился.

Наконец, с точки зрения церковной политики и идеологии, можно выделить два фактора, которые будут способствовать дальнейшему развитию русского католического движения восточного обряда: 1) сужение культурного и политического горизонта, по крайней мере, в рамках официальной православной Церкви, которая будет способна вступать в диалог только с приверженцами "традиционных ценностей", "патриотами государственности", "православной монархии" и т. д., а иной интеллигенции не найдется места в православной, прежде всего, "патриархийной", среде с ее извечным вопросом о смысле происходящего вокруг; и 2) как это ни странно, одним из факторов привлекательности католичества восточного обряда может стать осторожное и даже иногда отрицательное отношение официальных представителей Ватикана к самостоятельному, по сути независимому от Святого Престола, движению. Для потенциальных сторонников восточного обряда русский католицизм не будет столь прямым выражением лояльности ватиканской курии, как членство в общинах западного обряда.

Помимо этого, принадлежность к восточному обряду станет своего рода "духовным диссидентством" как для приверженцев "цивилизованного" православия, так и для традиционных римо-католиков. Само признание Русской Католической Церкви с православным богослужением осложнит дальнейшие межцерковные контакты Московской патриархии с Ватиканом. В повестке православно-католических встреч проблема русских католиков может стать намного более острым вопросом, чем проблема отношений православных и греко-католиков на Украине.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования