Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Валентинов ответ. «День всех влюбленных» как всеобщая помолвка в условиях кризиса института семьи


Пожалуй, самый ключевой вопрос, применимый к феномену ставшего в считанные годы необычайно популярным во всём мире Дня святого Валентина, можно сформулировать следующим образом: есть ли религиозное содержание у праздника всех влюблённых и если да, то каково оно?

Сторонники "чистых", то есть "незападных" цивилизационых идентичностей, будь то в Индии, скрепами которой более полувека продолжают оставаться колониальный английский язык и европейское право, или в почти теократическом Иране, в так никогда и не отходившей от норм строжайшего шариата Саудовской Аравии, в предельно секуляризованной Турции, или в углублённо всматривающейся в собственную традиционность России, – отвечают категорическим "нет"! При этом вовсе не обязательно, чтобы противники "Валентинова дня" и прочих календарных и бытовых заимствований были строгими приверженцами автохтонных (каковыми они им представляются) верований. Для этого достаточно малого – объявить себя, …нет, нет, не антиглобалистом, а просто идеологическим противником Запада.

Вот авторы "Заключения Департамента образования города Москвы по содержанию и направленности праздника "день святого Валентина" ("день всех влюблённых")", совсем не из стана антиглобалистов, настаивают на "суррогатности" праздника, а именно, на его религиозной неподлинности. В качестве доказательства они ссылаются на высказывание главы российских католиков латинского обряда митрополита Тадеуша Кондрусевича, что в католицизме нет и никогда не было такого праздника. Но, ежели так, то не совсем понятно, против какой религиозности выступают эксперты Мосгоробразования, прямо указывая на религиозный характер праздника.

Подобная маркировка праздника требует применения в отношении малышей и подростков, дарящих друг другу "валентинки", норм законов "Об образовании" и "О свободе совести", которые по-настоящему-то имеют отношение лишь к вопросу участия в факультативном – вне сетки учебного времени (по воскресным дням) – изучении религии детьми в помещении тех самых общеобразовательных школ, которые они посещают. "Налицо, – пишут авторы, - прямое нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", устанавливающего запрет на вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих".

Но, как мы видим, религиозной организации, причастной к Валентинову дню, нет, как ни ищи, зато есть светский праздник с налётом сакральности. Если вспомнить, что народная религиозность (т.е. базовая, связанная с освящением витальных событий) не всегда и вовсе не обязательно бывает связана с институтами-хранителями определённой религиозной традиции, удивляться популярности новых праздников – и особенно, Дня всех влюблённых – не приходится. Урбанизированный и стремительно атомизирующийся мир просто не мог не ответить по-другому на кризис института семьи. Для сегодняшних тинейджеров "Валентинов день" – аналог того ритуала, который был известен как помолвка в традиционном обществе: публичного действа, определяющего статус юных среди сверстников и старших, демонстрирующего серьёзность намерений молодых людей. Для самых маленьких этот праздник – ролевая игра в "дочки-матери" только не под забором или под кроватью, а в присутствии и с одобрением взрослых.

Для России и постсоветских обществ новый февральский праздник по-особому знаков, если учесть, что все предыдущие, устоявшиеся "красные дни календаря" "с человеческим лицом" (обращённые к человеку), независимо от происхождения некоторых из них, утверждало государство: зимний Новый год сначала при императоре Петре Великом, а потом уже вторично при Сталине; 23 февраля и 8 марта – при Брежневе.

"Валентинов день" имеет подчёркнуто общественное происхождение. Это свидетельство как в пользу существования гражданского общества, так и того, что по команде сверху праздник уже никто ликвидировать не сможет.

Церквам же, консервативным ли, либеральным, в этой ситуации, пожалуй, ничего другого и не остаётся, кроме как согласиться с устоявшимся народным праздником, приспособив его для потребности собственных миссий, что мы уже и видим в украинской столице и российском Воронеже.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования