Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

А когда наступит День спонсора и мецената? Праздник православной молодежи – неуклюжая попытка воцерковить «День святого Валентина»


"День святого Валентина" неожиданно глубоко вошел в "народный календарь" России. Этот спорный с религиозной точки зрения, но такой религиозный по названию День со скрипом получал права гражданства в нашей стране. С одной стороны, его название как будто и коррелировало с процессом "духовного возрождения отечества", с другой – содержательная часть и формы празднования не могли вызвать ничего, кроме гнева, у гегемона этого самого возрождения.

Православная общественность сразу встретила этот праздник в штыки – выяснилось, что празднуемого святого в православных святцах нет, а сам праздник является "порнографическим". В православном сознании "день святого Валентина" оказался в одном ряду с "ночью разгула всякой нечести" - Хэллоуином. Однако, вот парадокс: Хэллоуин прижился в нашей стране быстро, но не получил особого распространения. До недавнего времени его отмечали только в школах (многие региональные управления образования фактически запретили его празднование), да в каких-то тинейджерских клубах. С "Днем святого Валентина" вышло иначе – приживался он мучительно, но захватил широкие массы: "валентинки" стали дарить друг другу не только школьники "переходного" возраста, но и почтенные пожилые пары. По данным социологических опросов, этот день отмечает 60 % россиян. Если сравнивать эти цифры с масштабом празднования других религиозных праздников, то "День святого Валентина" уступает лишь Пасхе.

Название праздника, содержащее имя святого, как бы оправдывает "разгул любви", который царит в этот день. В его восприятии присутствует какое-то карнавальное начало: то, что не позволено в повседневной жизни, как бы "прощается" в этот день. Поклонники "святого Валентина" утешают себя известной формулой – "не согрешишь – не покаешься", - искренне полагая, что есть в церковном календаре такие особые даты, которые выполняют роль клапанов, через которые выпускают пар.

В качестве православной альтернативы "Дню святого Валентина" несколько лет назад было предложено отмечать День православной молодежи, приурочив его к празднику Сретения Господня по старому стилю, то есть к 15 февраля. Официальная версия его появления примерно такова: на Сретение вспоминается посвящение Богу Младенца Христа, Который якобы олицетворяет в этот день всех христианских детей, а если трактовать широко – и молодежь. В русской традиции действительно существует восприятие Сретения как "детского праздника". Однако ясно, что подлинная причина выбора даты Дня православной молодежи другая. Его инициаторы частично капитулировали перед современной культурой, признав, что и православная молодежь нуждается в своем "дне влюбленных", потому что этого странного состояния – влюбленности – в большинстве случаев ей избежать не удается. И хотя в святоотеческой аскетической литературе этот состояние описывается, выражаясь современным языком, как "контрпродуктивное", надо и его попробовать воцерковить. Иначе "мы потеряем нашу молодежь для Церкви".

День православной молодежи привносит в современную жизнь то печально известное "пастырское применение", которое гневно обличал Митрополит Антоний (Храповицкий) как основной порок западного, католического пастырства. Этот подход меняет местами пастырей и паству за счет некоторой культурной и нравственной зависимости пастырей от пасомых. В современной православной Церкви, а особенно в РПЦ МП, есть немалые перспективы для "пастырского применения". Чем больше коммерциализуется церковная жизнь (а таков "дух времени"), тем меньше нравственной самостоятельности остается у духовного сословия. По правде говоря, дефицит этой самостоятельности возник не вчера, но именно в наше время он получил столь ярко выраженный коммерческий оттенок. Молодежь – наиболее успешная и перспективная в бизнесе – весьма заманчивая часть паствы, поэтому приходится всячески приспосабливаться, "применяться" к ней. Но, следуя этой логике, было бы не менее справедливо учредить православные Дни пенсионера (эта социальная группа, как ни крути, доминирует в Церкви), спонсора и мецената, храмоздателя и гробокопателя. Приличный этим дням праздник можно без труда найти в церковном календаре – ведь Патриарху Алексию II ничего не стоило подобрать небесную покровительницу даже ракетным войскам стратегического назначения – самому смертоносному виду войск…

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования