Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Новый Папа для России. Политика Святого Престола ускорит процесс инкультурации католической веры в нашей стране


Независимо от здоровья одного из великих христианских деятелей ХХ века – Папы Иоанна Павла II, - намечается новая линия поведения Ватикана в отношениях с западным обществом. В окружении нынешнего понтифика складываются идеи католического консерватизма. Они уже фактически являются политикой позднего периода понтификата Иоанна Павла II . Будущему преемнику Папы останется более полно, с размахом, твердой рукой воплотить политическую концепцию, которая, несомненно, уже есть у главных идеологов Святого Престола.

Наиболее авторитетными консерваторами в окружении понтифика являются государственный секретарь Ватикана Анжело Содано и декан Коллегии кардиналов, префект Конгрегации вероучения кардинал Йозеф Ратцингер. 77-летнего главу Конгрегации вероучения и священнослужители, и католические журналисты часто называют человеком, достойным самого высшего поста в Ватикане. С этой точки зрения правомерен вопрос: имеет ли для российских католиков принципиальное значение то, что нынешний Папа – поляк, и что потеряет Католическая Церковь в России, если понтифик не будет родственным по крови славянином?

Во-первых, перед католическими епископами России более остро встанет вопрос о национально-культурном самоопределении верующих, живущих как в тех местах, где традиционно существовали католические приходы, так и там, где мессу стали служить только после "перестройки". Проблема инкультурации уже была поднята в процессе обсуждения судьбы русских католиков восточного обряда, которые воссоздали в Омске Экзархат, существовавший в 20-х г. ХХ века. Однако верующие, которые подчиняются Папе Римскому и служат православную литургию не в Западной Украине, а в Сибири, это только часть того поля неразрешенных вопросов, на которые еще предстоит ответить руководству Российской Католической Церкви.

Более тонкий и дипломатически острый путь инкультурации – это признание того факта, что в костелы от Урала до Дальнего Востока приходят за духовным окормлением не столько этнические поляки, украинцы, литовцы и белорусы, сколько чистокровные русские интеллигенты со своими семьями.

Ассимиляция католической веры на российской земле приведет к новому периоду сложных и неприятных взаимных упреков Московской патриархии и Святого Престола. Уже сейчас все больше исчезает привычная осторожность и мягкость "прославянской" политики Ватикана. Тем более трудно ожидать прежних реверансов и извинений, которых добивался Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, от африканца Фрэнсиса Аринзе или же немца Йозефа Ратцингера после того, как они наденут папскую тиару. Православно-католический диалог продолжится в полной мере только в том случае, если православные иерархи прекратят политику постоянных и бессмысленных обвинений Ватикана в "прозелитизме на канонической территории".

Жесткость и скупая сдержанность представителей современного папского престола или же любого из будущих преемников понтифика станет основанием для более смелых заявлений российских прелатов. Роль высокопоставленного апологета русского католицизма закреплена за председателем Конференции католических епископов России епископом Западной Сибири Иосифом Вертом, недавно назначенным ординарием для католиков всех византийских обрядов в стране. В то же время от руководства Католической Церкви в России трудно ожидать громких заявлений и недипломатических шагов, а это означает, что активизируются сами русские католики.

Во-вторых, изменится степень и содержание политического влияния католической администратуры в России. Более того, "фактор католицизма" будет играть более весомую идеологическую роль в международной политике российских властей. На фоне постоянно усиливающихся авторитарных тенденций в государстве и фактического отказа президентской ветви власти от дальнейших демократических преобразований, Россия окажется в моральной изоляции от стран со свободной избирательной системой и конкурентной рыночной экономикой. Очевидно, что Запад будет критиковать кремлевских политиков до тех пор, пока в стране не произойдет такое событие, которое политологи смогут назвать "русской оранжевой революцией". Учитывая эти обстоятельства, критика в адрес либеральной Европы из уст самых авторитетных духовных лидеров западного мира будет благоприятно встречена президентом России и его окружением. Осуждение реальных ценностей современных европейцев, в то же самое время, вполне сочетается с бытующими среди традиционалистов представлениями о "превосходстве православной Руси" перед Западом.

Хорошим примером популярной в Ватикане консервативной позиции могут служить слова кардинала Йозефа Ратцингера, сказанные им в интервью итальянской газете " L a Repubblica" осенью 2004 года. По словам Ратцингера, "агрессивный секуляризм угрожает свободе вероисповедания в Европе, маргинализуя верующих. Мы отказались от христианской культуры в пользу агрессивного секуляризма с нетерпимыми чертами. Он стал идеологией, которая навязывает себя политически и не оставляет места католическому и христианскому мировоззрению".

Настойчивость уважаемого кардинала можно оценить по следующей фразе: "Идет борьба, и мы должны защищать свободу религии от идеологии, навязывающей себя в качестве единственного голоса разума". Автор этих строк имеет больше шансов приехать в Москву с официальным визитом, чем даже нынешний Папа Римский Иоанн Павел II – ведь если он не считается со всей безрелигиозной Европой, то будет свободен и от славянских моральных обязательств перед Московской патриархией, когда получит приглашение президента Российской Федерации.

Новый "Папа для России" – это, прежде всего, сами российские католики, которые пройдут путь политического и национального самоопределения, как и многие другие национальные католические Церкви по всему миру.

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования