Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Один год с Митрополитом. Итоги первого года первосвятительства Митрополита Андриана в РПСЦ


В эти дни старообрядцы Белокриницкого согласия празднуют годовщину первосвятительства в РПСЦ Митрополита Андриана (Четвергова). Сам Митрополит Московский и всея Руси встретит этот маленький юбилей, по всей видимости, в больничном покое – на сердце главы РПСЦ лежит груз тяжелых забот.

Время, прошедшее с его избрания, позволяет подвести первые итоги "периода обновления" в Белокриницком поповском согласии, которое с 1988 года стало именоваться РПСЦ. Отметим сразу, что этот период можно характеризовать и с положительной, и с отрицательной стороны. Начнем, вопреки традиции, с неудач.

Последние годы первосвятительства покойного Митрополита Алимпия (Гусева) были несколько омрачены его болезнями и общим чувством стагнации, глухого застоя. За последний год первосвятительства Митрополита Алимпия не был созван даже традиционный ежегодный Освященный собор на Покров Пресвятой Богородицы. Кризис был столь очевиден, что первые изменения породили иллюзию возможности легкого его преодоления.

Немало лиц, стоявших у руля при Митрополите Алимпии, несмотря на активное участие в кампании против епископа Андриана, не только не потеряло своего положения, но даже несколько упрочило его. У внешних наблюдателей жизни митрополии складывается впечатление, что и от имени нового Митрополита Андриана Церковью по-прежнему управляет группа фаворитов. Безусловно, исключительное первое место в этом "теневом правительстве" принадлежит протоиерею Евгению Чунину, иконому двух епархий и настоятелю Ржевского Покровского храма. На второе место ставят обычно иерея Леонтия Пименова, бывшего негласным идеологом митрополии при Митрополите Алимпии. На политику Митрополии, особенно издательскую и информационную, серьезное влияние оказывает руководитель пресс-службы Сергей Вургафт. К этому "административному центру" имеет некоторое отношение и московский иерей Алексей Лопатин. Можно сказать, что, в основном, именно эти люди принимали решения и формировали политику РПСЦ в течение года первосвятительства Митрополита Андриана.

Новый Митрополит оказался далеко не так активен, как можно было ожидать. С внешней стороны можно отметить огромное количество поездок по самым отдаленным уголкам страны и посещение Митрополитом Забайкалья и Дальнего Востока. Однако ряд серьезных структурных вопросов, ждущих своего разрешения, по-прежнему пробуксовывают. Так, новое Духовное Училище, во главе которого поставлен иерей Иоанн Думнов, пока не может выйти на хоть сколько-нибудь серьезный уровень, да и масштабы его явно недостаточны для повышения уровня приходского духовенства. Кроме того, далеко не все приходы еще укомплектованы клириками. Многие епархиальные и приходские структуры существуют только на бумаге.

Довольно активной критике, иногда недостаточно обоснованной, подвергаются принципы внешней политики РПСЦ, прежде всего, в части отношений с новообрядной иерархией. Если в прежние времена отсутствие внятной экклезиологической позиции уравновешивалось практически полным отсутствием контактов с РПЦ МП (неофициальные контакты, конечно, были всегда), то при Митрополите Андриане были совершены беспрецедентные шаги к открытому диалогу с РПЦ МП. На официальном уровне причиной и целью таких диалогов являются имущественные споры и неурегулированные вопросы землевладения, однако в действительности получается, что стороны понимают эти причины и цели по-разному.

Как мы уже говорили, встречи с иерархами и священнослужителями главенствующего исповедания проходили и при Митрополите Алимпии, однако их было значительно меньше, а, кроме того, они имели более закрытый характер. Нынешние же встречи широко освещаются прессой, в частности, конфессионально ангажированными СМИ, которые представляют эти встречи как медленное движение к объединению староверия и РПЦ МП. Объяснения Митрополита и отдела информации о техническом характере этих встреч звучат довольно неуверенно и частенько не могут нейтрализовать пропагандистский эффект. Кроме того, в свете последних заявлений митрополита Кирилла об отсутствии диалога со старообрядцами сами старообрядцы оказываются в невыгодном положении, ибо заявляют, что диалог есть, хотя и не с целью объединения, а один из главных партнеров по диалогу утверждает, что его нет. Получается, что либо РПЦ МП не слишком-то заинтересована в добрососедских отношениях, а все встречи суть не более чем тактический ход, либо они были вызваны чисто внешними обстоятельствами.

Неясность информационной политики сильно играет на руку радикальной партии в РПСЦ и значительно усиливает ее позицию. Разумеется, надо признать, что в РПЦ МП наверняка есть люди, искренне заинтересованные в добрых отношениях со староверами, такие, как, например, одесский архимандрит Евлогий. Однако диалог ведется не с ними, да они ничего и не решают в церковной политике.

Конечно, при таком квази-конкордате возможны и даже вероятны некоторые мелкие уступки старообрядцам со стороны светской и духовной власти, представляющей собой единый монолит. Староверам могут вернуть несколько икон, парочку храмов, даже помочь с землеотводом и преподавательскими кадрами для Духовного Училища, однако вся эта сложная политическая кухня и вообще экклезиологическая проблематика весьма далеки от обыденного сознания, а ведь именно на него, как кажется, ориентируется Митрополит Андриан.

К безусловно положительным итогам этого года нужно отнести активизацию работы с молодежью и внимание к проблемам духовного образования. Несмотря на большие трудности в работе Духовного Училища, среди староверов-белокриничан растет убежденность в необходимости как можно более фундаментального духовного образования.

Митрополит Андриан не в пример более активно развивает контакты с научной и общественной элитой. Он постоянно встречается с представителями исторической и филологической науки, учеными и исследователями, такими, как Е.Юхименко, А.Дугин, В.Осипов и др. Митрополит Андриан старается быть как можно более открытым для представителей прессы, так что в СМИ можно нередко найти его мнения по разным животрепещущим вопросам. Впрочем, многие простые верующие, а также светские журналисты, которые при Митрополите Алимпии могли легко и беспрепятственно прийти и попасть на встречу с главой РПСЦ, отмечают, что сейчас для таких встреч необходима специальная запись, почти как в РПЦ МП.

К положительным итогам этого года надо отнести факты присоединения к РПСЦ от РДЦ епископа Германа, а также ряда активных клириков и мирян. Это свидетельствует о том, что многие староверы связывают свои надежды с новым Митрополитом и видят в РПСЦ большой духовный потенциал. Налаживаются регулярные контакты с беспоповцами-поморцами. Отношения с братской для РПСЦ Белокриницкой Митрополией в Браиле, хотя и не были до конца прояснены, но все же улучшились.

Конечно, один год - совсем не показательный срок в масштабах тех преобразований, которые необходимо провести в РПСЦ в областях хозяйственной, образовательной и, прежде всего, духовной. Уже сейчас ясно, что "Богу помогающу", как говорят старообрядцы, эти преобразования пойдут своим ходом. Вопрос в другом - необходимо, чтобы, решая внешние вопросы, заботясь об улучшении внешнего существования, отношениях с властями и главенствующим исповеданием, РПСЦ, духовно ведомое Митрополитом Андрианом, сохранило твердость и истинный дух Православия.

Федор Конев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования