Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Православные уходят на рекламу. Каким будет общероссийское церковное телевидение?


Первый в России телеканал, который будет полностью контролировать Московская патриархия, на пути к своему созданию. Во многих областях идея церковного вещания уже успешно реализуется: выходят в эфир первые передачи телевидения, принадлежащего Екатеринбургской епархии, на очереди Ярославская и Липецкая области. В случае открытия общероссийского канала у него почти сразу появится своя региональная сеть, по крайней мере, в Центральной России и на Урале.

Впрочем, успешное начало телевизионного проекта РПЦ МП, который поддерживают и предприниматели, и деятели культуры, совсем не означает, что ему будет симпатизировать все православное сообщество (не желающее постоянно слушать, как надо жить правильно), не говоря уже о нерелигиозных гражданах или представителях других конфессий. Впрочем, вольно или невольно, идеологи будущего канала учитывают подобные общественные настроения. Парадоксально, но православие не является главной составляющей концепции православного телевидения.

Прежде всего, это происходит потому, что в мировоззрении инициаторов проекта и многих журналистов традиционная российская вера – это череда символов, достойных самого лучшего пиара, а не чтение Евангелия, посещение богослужений и т.п. Об этом в одном из своих интервью говорил как о потенциальной опасности ведущий программы "Русский взгляд" Иван Демидов. По его словам, "о православии нужно говорить современным языком, чтобы нас понимали. Здесь могут налететь кремлевские пиарщики, которым власть скажет: "Так, раньше вы раскручивали Гусинского, а теперь давайте-ка Патриарха раскрутим". — "Ну, Патриарха — так Патриарха", — ответят те, и с воодушевлением примутся за дело. Вот что опасно".

Работая на "3-м канале" (ТРВК "Московия"), Демидов должен был бы увидеть воплощение этой опасности – превращения православия в ряд телевизионных мифологических клише. Несмотря на то, что "3-й канал" формально не является православным, его таковым многие считают, так как финансирует его "православный олигарх" и глава "Межпромбанка" Сергей Пугачев. В новостях канала всегда уделяется определенное внимание церковным событиям, а любая ирония по поводу Патриарха или других священнослужителей является запретной. В угоду политике Московской патриархии на канале также периодически появлялись антисектантские сюжеты и выступали борцы с сектами. В том же духе, но в разной стилистике, о Православии и его врагах, о величии и благолепии патриархии, рассказывали воскресные программы "Русский Дом" (ведущий – Александр Крутов) и "Русский взгляд" (ведущий – Иван Демидов). На этом "православность" "3-го канала" заканчивается – основное место в эфире занимает криминальная хроника, где корреспонденты, со вполне естественным для светского канала журналистским рвением, показывают трупы, кровь и кровожадных убийц.

Цинизм, свойственный православно-криминальной политике "3-го канала", даже не подлежал бы упоминанию, если бы по своему происхождению и финансированию не был бы настолько связан с Московской патриархией и дружественными ей олигархами. Благочестие региональных журналистов может оказаться приятным исключением. Стоит признать, что религиозность московского канала резко контрастирует с православным духом екатеринбургского епархиального телевидения. Безусловно, введение церковных правил ("приличной" формы одежды и запрета на курение) стало ударом для многих светских профессионалов, работавших на канале, который приобрела епархия. Но было бы еще более странно, если бы священнослужители – владельцы частоты - не попытались бы сделать из сотрудников канала благочестивых христиан.

Неприятие многих православных атрибутов происходит не только со стороны журналистов, которые вполне могу считать себя и являться православными, но и со стороны их столь же верующих спонсоров, и значительной части общества. По этой причине в основе концепций церковного вещания лежит не освещение различных форм социальной, культурной и миссионерской работы РПЦ МП (хотя и это тоже), а идея умеренного обывательского телеканала, успокаивающего нервы большинству населения страны.

Во-первых, задачей такого канала является проповедь "традиционных семейных ценностей" через просветительские передачи и советские фильмы. По словам главы издательского отдела Екатеринбургской епархии о. Димитрия Байбакова, "епархия хотела бы создать "семейное, домашнее, уютное телевидение". В эту концепцию укладывается и дальнейшее стремление епархии бороться с непристойной рекламой, абортами, объявлениями о секс-услугах, гей-клубами, а также пропагандировать службу в российской армии.

Во-вторых, церковный канал должен быть патриотическим с большим количеством чисто светских программ. Об этом не раз говорил Иван Демидов ("Страна.Ру", 29 октября 2004 г.) – единственный человек из телевизионного сообщества, который, судя по его концептуальным заявлениям о церковном ТВ, готов возглавить подобный федеральный телеканал. О телевидении, способном стать одной из основ "единства нации", на прошедших Рождественских чтениях говорил и Никита Михалков. Слова Михалкова могли бы войти в концепцию будущего канала. По мнению актера и режиссера, "для нашей страны требуется создание такого круглосуточного телевизионного канала, который бы позволил человеку в Москве, пожелавшему включить телевизор в три часа ночи, посмотреть новости из Новосибирска, Тобольска – из любого удаленного от центра города. Если можно было бы наблюдать жизнь страны в реальном времени – то у страны смогла бы появиться надежда, что её слушают". Под представлением о патриотизме, который выражается в символах "единства народа", "защиты рубежей", "духовного здоровья нации", "собственного пути России", могли бы подписаться многие деятели культуры, чиновники и политики.

Остается один ключевой вопрос, без которого анонсированная министром культуры и массовых коммуникаций РФ Александром Соколовым возможность создания федерального православного телеканала будет пустой декларацией. Кто и зачем станет финансировать заведомо убыточный канал, где православие используется как хорошо раскрученный бренд?

Существует несколько причин, которые могут привлечь инвесторов в православно-патриотический проект. Во-первых, православный телеканал обладает потенциалом определенного политического влияния на население. А прямая раскрутка политических фигур, идей и лоббирование чьих-либо интересов востребованы всегда, а особенно в предвыборный период до президентской кампании 2008 года. Лоббирование православно окрашенного патриотизма, государственнической позиции, лежащей в основе авторитарной идеологии нынешнего президента В.В. Путина, выгодно и кремлевской администрации, и потенциальным спонсорам проекта. Одним из таких спонсоров является банкир Сергей Пугачев, который был назван в известной записке Глеба Павловского, вышедшей летом 2003 года, членом "Группы", пытающейся (и небезуспешно) контролировать президента. По мнению Павловского, под флагом "обывательского православия" Пугачев стремится построить в России авторитарный режим (в феврале 2004 года Пугачев выиграл судебный процесс по поводу причиненного ему в результате публикации этой записки "морального ущерба"). Примечательно, что Сергей Пугачев тесно сотрудничает с влиятельным и весьма консервативным архимандритом Тихоном (Шевкуновым), которого часто называют "духовником президента". Интерес к созданию канала проявил также глава Совета Федерации Сергей Миронов и другие члены верхней палаты российского парламента, обсуждавшие этот вопрос с членами Межрелигиозного совета России.

Во-вторых, православный канал будет зарабатывать не только лоббированием политических интересов, но и экономических – ни Екатеринбургская епархия, ни Иван Демидов от рекламы на своей кнопке не отказываются.

Ажиотаж вокруг открытия нового канала становится все сильнее по мере приближения 1 мая 2005 года, когда у телекомпаний ТВЦ и "Московия" заканчиваются лицензии. Православное вещание подстерегают довольно опасные подводные камни. Политический лоббизм может дать обратный эффект, так как в регионах поддержка РПЦ МП давно не является гарантией выигрыша на выборах. Кроме того, неизбежное участие православных иерархов в политике резко снизит престиж Московской патриархии.

Еще одна опасность заключается в патриотической концепции канала: ему придется стать более верноподданным, чем канал "Россия", и более культурным, чем канал "Культура". Это может довести идею православно-патриотического вещания до абсурда. С беззаветной верностью православию на телевидении будет служить только обыкновенная реклама. Ее, сколько не крути, все равно мало.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования