Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Первый ожог. Архиепископ Берлинский Марк вновь открывает для себя «истинную сущность» Московской патриархии


То обстоятельство, что процесс "воссоединения" РПЦЗ(Л) с РПЦ МП затормозился, заметили давно – еще в дни "исторического визита" в Россию официальной делегации "зарубежников" во главе с Митрополитом Лавром, то есть в мае прошлого года. Обычно это объясняли неразрешимостью ряда церковно-исторических и канонических проблем, обсуждавшихся на совместных заседаниях комиссий двух Церквей по "воссоединению". В первую очередь, это проблема экуменизма – ведь формальное отношение РПЦ МП к экуменическому движению не изменилось, Московская патриархия остается полноценным членом Всемирного Совета Церквей и участвует в молитвах с инославными. А РПЦЗ в 1983 году предала экуменизм анафеме. Во вторую очередь, "сергианство" - сейчас, в эпоху путинского патриотического ренессанса, РПЦ МП совершенно не собирается отказываться от церковной политики "сталинского" митрополита Сергия (Страгородского), от которой она почти уже было отказалась в начале 1990-х годов. Наконец, оставалась проблема церковной собственности за рубежом, от которой обе стороны активно открещивались, утверждая, что этой проблемы и нет почти. И вот, в результате, именно она оказалась главным камнем преткновения.

После того, как в 2001 году РПЦЗ возглавил Митрополит Лавр, и от нее отошла часть консервативного духовенства во главе со старцем-Митрополитом Виталием, восторженные настроения в Церкви, ставшей уже РПЦЗ(Л), только нарастали – еще недавно проклинавшаяся РПЦ МП оказалась и "Церковью-Матерью", и "единственной Церковью русского народа", и "Церковью новомучеников", а Патриарх Алексий II, именовавшийся еще недавно в зарубежной прессе "агентом Дроздовым" и "еретиком", в одночасье стал "Святейшим".

Как и всякое душевное обольщение, эти восторги развеялись внезапно и по пустяковой причине. Еще каких-то пять-шесть дней назад в Нью-Йорке заседал Архиерейский Синод, который почтеннейше испрашивал разрешения Святейшего Патриарха на публикацию отдельных, уже давно согласованных и причесанных, документов, принятых комиссиями по "воссоединению", еще звучало в стенах Синодального дома эхо новых пророчеств Митрополита Лавра о том, что соединение произойдет в начале 2006 года. И вот вдруг, 31 января, протокольное, в общем-то, заявление Патриарха Алексия II на встрече с новым палестинским лидером Махмудом Аббасом вывело из себя главного идеолога "воссоединения" со стороны РПЦЗ(Л) – архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндта).

Церковно-политический курс этого человека радикально менялся несколько раз – и всегда заложницей этих колебаний оказывалась вся Зарубежная Церковь, испытывающая острый дефицит интеллектуалов в архиерейском сане. Для архиепископа Марка характерны безапелляционная уверенность в правоте своего курса, совершенное нежелание выслушивать оппонентов и вступать с ними в какой-либо диалог. Архиепископ возвещает свое учение excathedra как "власть имущий", а не как какой-нибудь жалкий книжник, особенно если он из немытой России. Первоначально архиепископа Марка увлекал "русский проект", и он выступал за максимальное развитие "параллельных" структур РПЦЗ в России. Затем, под влиянием брезгливости к homo soveticus, он провозгласил ошибочность этого курса, поскольку современные русские люди не готовы к цивилизованной церковной жизни. Наконец, в конце 90-х, был взят курс на присоединение к РПЦ МП, епархия которой в Германии стала численно обгонять епархию РПЦЗ. Изменения курса никогда не были сопряжены у архиепископа Марка с публичным покаянием, он всегда был прав – менялись лишь "исторические обстоятельства". Только в ноябре 2003 года архиепископ приватно испросил прощения у Патриарха Алексия II, и то не за себя, а за все "оскорбительные высказывания", допущенные представителями РПЦЗ в отношении РПЦ МП.

Наверное, очередная смена курса, которая наметилась у архиепископа Марка 31 января, тоже будет списана на изменение обстоятельств. Ведь "системных ошибок", на которые указывали германскому иерарху многочисленные оппоненты как извне, так и изнутри РПЦЗ(Л), он допустить не мог. Это РПЦ МП становится то "сергианской", то "Матерью", то опять "гонительницей-мучительницей", а архиепископ Марк остается неизменным как скала.

Итак, 31 января 2005 года, на глазах Махмуда Аббаса, РПЦ МП опять впала в "сергианство". Она призвала палестинского лидера юридически закрепить за патриархией имущество в Святой Земле, недавно со скандалом и насилием отнятое у РПЦЗ. Собственно, РПЦ МП никогда от этого имущества и не отказывалась, поэтому мы и назвали очередное заявление Патриарха "протокольным". Но ведь архиепископ Марк не знал, забыл, заставил себя забыть "истинную сущность" Московской патриархии. Блеск куполов, бесчисленные сонмы духовенства и толпы мирян, сладкозвучное пение церковных хоров и личное обаяние Святейшего затмевают слезы иерихонских сестер. Но ведь предупреждали владыку Марка – не ему достанется все это великолепие и не к его стопам падет "духовно возрожденная" Россия.

Пытаясь уцепиться за соломинку, архиепископ Марк дает понять, что он лично готов и проглотить насильственный отъем имущества РПЦЗ в Святой Земле, только вот, дескать, паства не поймет. Масонские теории "прав человека" затмили разум даже тех людей на Западе, которые искренне верят, что блеск куполов – гарантия истинности РПЦ МП. А РПЦ МП дает понять, что ей и дела нет до этих масонских теорий – если Церковь одна, то и собственник имущества один. Вот и стал имущественный вопрос, который в свое время подвиг архиепископа Марка искать объединения (ведь ему реально угрожала потеря последних приходов в Германии), камнем преткновения в этом "историческом процессе".

Наш Портал еще год назад прогнозировал торможение и даже фиаско столь торжественно обставленного "объединительного процесса". Прогноз этот был основан не на злопыхательстве, а на очевидном перехвате инициативы митрополитом Кириллом (Гундяевым). Ведь затевал процесс архимандрит Тихон (Шевкунов) – консервативный антипод главы ОВЦС МП, - который и склонил президента Путина дать старт объединению. Подрывая объединительные процесс, митрополит Кирилл резко ослабляет позиции о. Тихона, лишает его доверия президента, поскольку последний, по милости о. Тихона, оказывается в дурацком положении, а заодно подрывает авторитет зарубежных иерархов, которым они обладали в консервативных церковных кругах. А имущество, оно все равно постепенно перейдет РПЦ МП, независимо от очередных изгибов "мудрого курса" архиепископа Марка.

Александр Солдатов, "Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования