Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Отобранная драхма. Зачем и почему Церковь старается критиковать власть


Когда 13 января грянуло заявление Патриарха Алексия в поддержку обманутых пенсионеров и льготников, у многих возникло ощущение, что предстоятель РПЦ МП решил встать в позицию критика властей и едва ли не последовать примеру своих собратьев Илии и Павла. Хотя заявление и было не жестким и даже несколько извиняющимся, дескать, "мы уже предупреждали, что люди не должны пострадать", кое-какие "горячие головы" стали вспоминать, что "Ганнибал уж у ворот", и надо бы подумать о духовно-помаранчевой смычке уже на русской почве...

Потихоньку становилось ясно, что вину за то, что "старичков кинули", свалят на "плохих чиновников", которые "неправильно поняли царскую волю". То есть, вроде, получается, что глава духовного департамента спасает честь мундира главы департамента светского.

Многим такой ход показался подозрительно провидческим. И как в воду глядели: действительно, президент Путин выступает с речью, в которой вина перекладывается на региональное чиновничество. И как заклинание повторяются две формулы: "Никто не должен был пострадать" и "Жизнь становится все лучше и веселей", не то, что в 90-х годах… И тут возникает странное чувство, что Патриарх будто предвидел демарш президента. А может, их действия просто хорошо скоординированы?

Всем известно, что Патриарх – "печальник Земли Русской", то есть он обязан печалиться о всех обиженных и униженных. Однако их теперь такое неимоверное количество, что на всех печалования просто не хватает.

Самое странное во всей этой ситуации, это то, что всем было ясно с самого начала, чем кончится попытка монетизации льгот. В постсоветской России все давно привыкли к тому, что льготы берутся только "натурой", то есть, только освобождая граждан от чего-то, можно добиться использования полуголодным и нищим народом этих пресловутых "льгот". Как только льготы превращаются в деньги, эти деньги немедленно проедаются (вариант - пропиваются), а на автобусах люди начинают ездить "просто так". В результате теряет государство.

Но это бы ладно. Давайте посмотрим глубже. Злобные контролеры не станут больше пускать бабушек в автобусы без билета. А куда сии бабушки направляются на автобусе, позвольте спросить? А направляются они в храм Божий. И везут они в кружку храма свою пенсионерскую копейку. И представьте себе, что вдруг - по милости ли контролера или совести (самого лучшего контролера) - эта бабушка-старушка в храм Божий не попадает, и бюджет храма недосчитается… Страшно даже подумать, сколь ужасны могут быть последствия, ведь старики-пенсинеры составляют львиную долю прихожан.

Но тут вот еще какое соображение закрадывается. Церковные иерархи радеют о благе народном, то есть становятся в позу защитников угнетенных. Но Русская Церковь, особливо в синодальный период, в споре народа и власти неизбежно выбирала власть. А что делать? Жить-то надо. А народ подстроится. Народ, как известно, не принял в большинстве своем Никоновых реформ XVII века, но, как сказал один из иерархов: "Мне все равно - двоеперстие, троеперстие, а как царь скажет". И вот триста с лишним лет сидим да прислушиваемся, что там "царь скажет". А народ тем временем ко всему подстраивается. И вдруг царь… страшно подумать, нарушает обещания, ведет себя нечестно, не по-христиански… Что прикажете тут делать?

Патриарх призвал власти поступать с людьми так, "как вы хотели, чтобы и с вами поступали" – так учит Слово Божье. Однако попытаемся представить себе буквальное исполнение этого правила. Если каждому пенсионеру будут выделять миллионные доходы, платить взятки, организовывать спецтранспорт, выдавать "подъемные" и "номенклатурные" - никаких бюджетных средств не хватит. Хотелось бы вернуть все по-старому – пусть старики и старушки ездят бесплатно на автобусе в храмы, платят "денюжку" в церковный бюджет, а чиновники ездят в спецмашинах, питаются в спецстоловых и не стремятся отобрать у людей их великое достояние – безальтернативные "льготы натурой": бесплатный проезд и провоз багажа. А то ведь это Бог знает до чего дойти можно.

Да вот только мало что "по-старому" возвращается. Все больше "по-новому", ведь в одну реку дважды не войдешь.

Федор Конев, для "Портала-Credo.Ru" 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования