Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Конец эпохи и начало Конца


Техногенная цивилизация принесла человечеству немало удобств. Однако, за эти удобства человечество заплатило страшную цену. То, что философ-лингвист Г. Хазагеров назвал "лествицей цивилизаций", есть история постепенного отхода человечества от тех культурных постулатов и форм, в которых родились и развились все современные "мировые религии" и, прежде всего, христианство. Отходя от традиционных культурных представлений, человечество (в силу инертности массового сознания) стало отходить и от религии.

Мистические порывы и откровения продолжают существовать в культурном пространстве, но как будто в пустоте, не получая культурного контекста для своих проявлений. Техника, казалось, принесла освобождение от страха – страха Бога, страха неотвратимого наказания, страха природы. Она принесла ему освобождение от ответственности, позволив переложить ее на плечи опосредованных техникой "других".

Единственное, чего боится современный человек – это НИЧТО. Человек боится уничтожения своего "я" и своего "освобожденного от ответственности" внутреннего мира. Бросаясь в оккультную экзотику, современное общество выражает стремление жульническим методом получить ту уверенность, которая существовала до вторжения техники.

Кризис безответственности заставляет человечество рассматривать религию как форму практической деятельности, не затрагивающую глубинных основ его экзистенции, как "борьбу за мир", комфортное и бесконфликтное существование. Религиозный идеал личной Истины подменяется безликим "мирным сосуществованием религий", к которому призывает и Федерация Лютеран, испуганная ростом "православного фундаментализма". К этому зовет и чудом выживший в Руанде англиканский епископ: этнические и религиозные конфликты понимаются как угроза человеческой экзистенции, тому самому "я", которое так удобно чувствует себя в безответственном мире относительных истин.

Вне мира относительного и безответственного индивидуализма находится до времени маргинальный и устрашающий своей потаенной мощью мир традиционалистской реакции. И он ждет своего часа.

Его ярость прорывается во взрывах нью-йоркских небоскребов, в проповедях исламских проповедников и в бессчастных актах восточных сект. Разумеется, у него появляются свои пророки и антипророки. Мулла Абу Арафа пророчит Америке смерть в 2004 г. от рук новго Моисея – героя традиционалисткой реакции шейха Усамы Бен Ладена. С другой стороны былой страх поглощения цивилизации техникой сменяется постепенно паническим ужасом уничтожения от полчищ с Востока. Невротическая дрожь подвигает американскую цивилизацию к обострению конфликта с Ираком. В ответ слышны лишь глухие угрозы. Как бы ни были невежественны пророки традиционалистской восточной реакции, они понимают, что современный мир индивидуалистической безответственности приближается к своему финалу.

Цивилизационный процесс приобретает неумолимую направленность к уничтожению современного мира с его бинарной оппозицией Восток-Запад. В каждом немецком городе уже высится по мечети, но чтобы преодолеть хаос оккультной первобытности, царящий в головах современных немцев, мусульманским проповедникам придется здорово потрудиться. 

Террористические акты 11 сентября явили миру не просто "новое оружие", по удачному выражению Г. Павловского, но и взорвали бомбу, заложенную кризисом христианства под основание современной западной цивилизации. "Направленные взрывы" рано или поздно разрушат постхристианский Запад, но и традиционалистскому Востоку не устоять перед безбрежным хаосом первобытного миросозерцания.Как сказал Тютчев, "Все сущее опять покроют воды,// И Божий лик отобразится в них".

Когда-то Соловьев в эсхатологическом предсмертном бреду видел китайский лик, знаменующий Закат Европы. И в "Трех разговорах" ему на миг показалось, что перед лицом безответственного и сатанинского релятивизма станет возможным воостановление Старого европейского мира. Но 11 сентября показало, что, несмотря на первончальный панический всплеск солидарности и серьезного интерса к Духу, старой Европы более нет, а релятивизм жив и процветает. Цивилизации не умирают, как полагал Шпенглер, они перетекают и метастазируют, и современное постхристианское религиозное сознание маневрирует среди руин, опасаясь, как и прежде, исчезнуть без следа.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования