Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Патриарх Алексий II включился в борьбу за папский престол


Паломничество к Святейшему Патриарху Московскому в последнее время стало обязательным и важнейшим пунктом всех церковно-общественных католических делегаций, прибывающих в Россию из Италии. Даже удивительно — как много оказывается итальянских католиков, готовых встретиться с православным русским патриархом для того, чтобы в очередной раз выслушать из его уст критику в адрес руководства… Католической Церковью. Еще более бросается в глаза, что делегации эти возглавляются отнюдь не рядовыми верующими, и не "церковными оппозиционерами", а епископами, архиепископами, редакторами католических газет…

Все эти делегации встречаясь с патриархом выслушивают от него изложение аргументации РПЦ МП относительно открытия католических епархий на русской территории как дела "не братского", "обидного" и обостряющего православно-католические отношения. Возражений собеседников на слова патриарха в сообщениях не приводится, возможно их и не было, а в сообщении об очередной встрече, состоявшейся 3 сентября цитируется заявление главы католической делегации священника Антонио Шортино, что "благоговейное паломничество к православным святыням России как ничто другое убеждает не только в безусловной самоценности обеих великих христианских традиций - западной и восточной, - но и в насущной необходимости их братского взаимодействия, возвращающего верующих обеих Церквей к их общему древнему духовному истоку и корню". Другими словами — с итальянскими священниками, в отличие от папы-поляка и его помощников — тоже поляков или немцев, руководству РПЦ МП удается наладить весьма конструктивный диалог.

Можно, конечно, утверждать, что все это не более чем "пиар" со стороны Московской Патриархии, но никакие пиар-ресурсы (тем более что у РПЦ МП они довольно скромные) не в силах заставить десятки католических клириков, включая архиереев, ехать в Россию и заниматься "народной дипломатией". Дело это сугубо добровольное. Как вполне добровольно ездили в свое время в Москву делегации "прогрессивных писателей" с Запада, ничуть не протестовавшие против использования их в сталинском "пиаре". У каждой стороны свой интерес и он, в общем-то очевиден. Есть все поснования полагать, что РПЦ МП и её "внешнеполитическое ведомство" включились в предвыборную борьбу за папский престол, освобождения которого все ожидают в самом ближайшем будущем. И неучитываемый на конклаве, но имеющий известное значение голос РПЦ МП уже подан в пользу "итальянской партии".

Несколько сот лет пап католическому миру давала лишь Италия, Кароль Войтыла — папа неитальянец, сломавший эту традицию, у итальянского духовенства вызывал и вызывает весьма острое неприятие и своим стилем и своей политикой, которая несет в себе слишком явно черты его происхождения. И РПЦ МП выгодно представить "восточное наступление" Ватикана не как отражение традиционной политике Ватикана по окатоличиванию православных, а как "польскую интригу", коренящуюся прежде всего в острой антипатии к Православию у "польской партии", перевести дело из конфессиональной в национальную плоскость. И в самом деле — при последних папах-итальянцах — Иоанне XXIII, Павле VI и Иоанне Павле I (понтификат которого был одним из самых коротких – всего три месяца и место которого и занял Кароль Войтыла, один из самых долговечных пап), на горизонте православно-католических отношений не было ни облачка, сменившиеся густыми свинцовыми тучами при папе-поляке.

Для самих итальянцев, понимающих что возвратить утраченное будет нелегко, поддержка РПЦ МП была бы важна, да и программа возвращения к курсу либерального "аджорнаменто" с его братским экуменическим подходом к православным могла бы привлечь в католической среде многих. Идея водворения в Ватикане либерального, экуменичного папы-итальянца могла бы стать альтернативой и продолжению в той или иной форме польского владычества (и связанной с ним программы), и откровенному торжеству либералов-модернистов, и стремительной "третьемиризации" католичества. "Старые добрые времена" вообще вспоминаются с охотой.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования