Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Стабильность и предсказуемость. Чем они грозят конфессиям России в новом политическом сезоне?


Наступающую завтра новую пoру можно назвать церковным годом, школьным годом, периодом сезонной активности политиков, финансовым периодом, наконец… Да мало ли как можно его еще назвать – начинается новый этап активности. А значит, можно и нужно задуматься – что там станет, как говорится, "с родиной и с нами", какие политические, экономические и идеологические тенденции, новые и старые, благие и не очень можно будет наблюдать в окуляре российского мелкоскопа? Как отразятся эти процессы на жизни религиозных общин?

Начнем с тенденций. Русская жизнь устроена так, что об идеях разного рода люди вспоминают, когда становится совсем плохо. А когда все вроде бы ничего – идеи пылятся в трюме парохода современности. Удельный вес идеологических концепций, вбрасываемых в общество, будет, скорее всего, падать. Не оттого совсем, что жить станет лучше. Просто тех, кому не лучше – не станет. Сначала потенциально, а затем и актуально. Идеологии будет делиться на идеальные и прагматические. Первые останутся уделом маргиналов и интеллектуалов-профессионалов. Ни к евразийской, ни к неокоммунистической, ни к монархическо-истинноправославной идеологии особенного интереса никто не станет проявлять. Из прагматических идеологий останутся, как всегда, две – либерально-западная и державническо-монополистская. Именно на удержании равновесия между ними и будет стоять власть. Либерально-западная идеология удержит позиции в нескольких незначительных сферах, да и то, скорее, по остаточному принципу (средний и мелкий бизнес, кое-какие СМИ), более всего она будет выступать в качестве "наследия проклятого прошлого", в отношении которого надо будет определяться. Державная идеология будет определять большую часть "властного дискурса", а ее универсальность и апелляция к мифологемам "сильной руки" и "великого прошлого" вкупе с ориентацией на централизацию и управляемость, сделают ее непревзойденным лидером. Кроме того, она привычна в плане легкого сосуществования с "политическим цинизмом масс" - она приспосабливается к различным обстоятельствам, а главное - опирается на солидный фундамент и глубоко сидящую парадигматику.

Важной чертой этой идеологии станут включенные элементы "православизма" (по аналогии с исламизмом – не путать с православием!). Риторика, вроде "государствообразующей конфессии", "православных по рождению", "канонической территории" и других неологизмов станет структурной частью такой прагматической идеологии. Это, впрочем, не означает прямого протектората или даже конкордата между РПЦ МП и "после-ельцинским государством" в ближайшее время. Скорее этот конкордат останется в потенциале – так от него, кстати, больше проку. Для основных конфессий 2-го эшелона (ислам, иудаизм, старообрядчество, буддизм) это будет обозначать медленное сужение поля, на котором они смогут взаимодействовать с властью. Залог их благоденствия – их этнизация.

Более интересный эффект – неизбежность перехода этих конфессий на тот язык власти, который де-факто уже стал нормой. Как в былые времена необходимо было употреблять язык "борьбы за мир" и советско-пропагандистские штампы, так и теперь "основные" конфессии станут переходит на язык православизма. Это определит также и конформистский стиль их поведения в отношении с государством – функции идеологического контроля станут все более переходить к "главенствующему исповеданию", так что придется взаимодействовать с государством все более через него. Впрочем, процесс этот долгий, так что в грядущем году он только станет более интенсивным. Неосновные конфессии, к которым принадлежат католицизм и основные направления традиционного протестантизма (баптисты, адвентисты, реформаты) станут все более маргинализироваться, почва будет уходить у них из-под ног, а их руководство будет либо стараться войти в состав "основных" на основе усвоения конформистского языка, либо уйти с социального поля и стать маргиналом. Остальные конфессии будут в той или иной мере считаться маргинальными и станут обнаруживать выраженную тенденцию к исчезновению. Отношение к ним будет задаваться понятием "секта". Сюда относятся разные нонконформистские направления ИПЦ, "Свидетели Иеговы", "Церковь Христа", мормоны, зороастрицы. Наконец, все менее заметны будут "новые религиозные движения", для которых уже почти не осталось социальной базы. Основа их существования – массовые эсхатологические настроения, а их в структурированном государстве будет все меньше. Все эти тенденции можно обобщить в том смысле, что собственно религиозный элемент политики будет постепенно отходить на второй, а то и третий план. Государство, руководствующееся либеральными ценностями (а диктатура закона – типично либеральная ценность), по определению не может стать идеократическим преследователем или инициатором церковных реформ, как например царь Алексей Михайлович или Владимир Ульянов.

Экономические процессы, сколько можно судить по нынешней динамике, останутся теми же, что и в прошлый год. Для религиозной сферы, пожалуй, существует одна пока мало проявленная (но громко заявленная) тенденция. Это земельные отношения, точнее говоря вопрос реституции и следующий за ним юридический "вопрос о правопреемстве". Экономический интерес, являющийся, пожалуй, основным двигателем современного общества и определяющий приоритеты практически всех религиозных деятелей, требует и определяет специфику правового сознания. Пока что многочисленное чиновничество ждет законодательных актов на все свои действия, не решаясь пока "действовать в духе постановления". Но процесс запущен, и массовый передел собственности неизбежен – реституция земли РПЦ МП должна начаться не позднее зимы. Все остальные собственники будут скорее испытывать утеснение и чувствовать дыхание государственных органов за спиной и руку чиновника в своем кармане.

Теперь о людях и корпорациях. Среди главных фигур на религиозном поле будет продолжаться паритет двух основных начальников "главенствующей конфессии" - Патриарха Алексия II и митрополита Кирилла. Удельный вес второго из них будет несомненно расти как по причине его политической и экономической активности, так и ввиду очевидной прозрачности его амбиций и нестабильного состояния здоровья Патриарха. Старообрядцев в грядущем сезоне ждет некоторое оживление в РПСЦ, связанное с новым главой Митрополитом Андрианом и его очевидным стремлением преодолеть "искусственную изоляцию" старообрядчества и показать обществу позитивное его значение. Стремление Андриана решать накопившиеся в РПСЦ проблемы и активно работать с молодежью, возможно, дадут некоторый эффект уже в грядущем сезоне, однако больших событий тут ждать не приходится. Другие направления староверия пребывают в довольно замкнутом состоянии, да и удельный вес их невелик. РДЦ безнадежно испортило отношения с РПЦ МП, а следовательно и с государством, так что кроме внутренних процессов ждать от Патриарха Александра особенно многого не приходится. Деятели, отколовшиеся от Новозыбкова, такие как Аполлинарий (Дубинин), и вовсе становятся ньюсмейкерами в исключительных случаях. В беспоповских согласиях может активизироваться толк Иоанна Миролюбова, в свое время пошедший на тесный контакт с митрополитом Кириллом, однако ждать этого всерьез не стоит.

Одним словом, главной чертой будет стабильность и предсказуемость религиозного поля, встраивание конфессий в государственную структуру на правах стабилизаторов и усвоение ими государственническо-миролюбивого политического языка. Будет идти дальнейшая естественная маргинализация "иностранных", "неосновных" и "негосударственных" конфессий. Экономическая политика будет предусматривать поворот к реституции земли Церкви, прессинг индивидуального в пользу общественного и использования экономических рычагов в целях идеологического единообразия.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования