Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Не гора к Магомету, а Россия к Филарету? РПЦ МП на пороге нового церковно-политического сезона


Начинается сентябрь, период активизации политических процессов в стране, и РПЦ МП готовится к открытию нового политического сезона. Главная премьера сезона уже назначена на начало октября — Архиерейский Собор. Но это, в соответствии с уставом РПЦ МП и сложившейся практикой, из области массовых зрелищных мероприятий. А в чем предполагается реальная работа?

В прошедшем сезоне РПЦ МП как организация доказала свою высокую конкурентоспособность среди других субъектов российского религиозного поля, прежде всего, в отношениях с Русской Зарубежной Церковью (РПЦЗ(Л)) и Римско-Католической Церковью. В вопросе об объединении с РПЦЗ(Л) последней были играючи навязаны все те условия, которые РПЦ МП посчитала необходимыми. В отношениях с Римско-Католической Церковью окончательно закреплен достигнутый в 2002 году перелом: Ватикан сменил политику идеологической экспансии в СНГ на "политику страха" перед РПЦ МП; теперь дело доходит до того, что русские католики оказались едва ли не в худшем положении, чем российские прихожане РПЦЗ. Недавняя передача списка Казанской иконы от Папы Римского Патриарху Московскому, совершившаяся без их личной встречи, закрепила такое положение дел на специфическом языке церковной дипломатии. Это очень серьезная демонстрация роста международного веса РПЦ МП и некоторой "капитуляции" Ватикана перед "крупнейшей Церковью Востока".

Одновременно это означает повышение общеполитического рейтинга тех лиц, которые делают политику внутри РПЦ МП. Но вот тут как раз и выявляются главные проблемы самой РПЦ МП, которые, в то же время, создают главную интригу наступающего церковно-политического сезона.

Проблемы эти сводятся к хроническому противостоянию внутри РПЦ МП двух партий, причем, в течение всего прошедшего сезона это противостояние из хронического превращалось во все более острое.

Речь идет о противостоянии партии рвущегося к патриаршему престолу митрополита Кирилла (Гундяева) и партии Чистого переулка, то есть нынешнего Патриарха, которая стремится обеспечить "преемство высшей церковной власти" так, чтобы удержать свои нынешние позиции, а, по возможности, обеспечить себе монополию внутри РПЦ МП, сокрушив митрополита Кирилла.

У партии Чистого переулка пока что есть лидер, который вполне способен оппонировать митрополиту Кириллу по своим личным качествам, а по степени доверия со стороны государственной власти далеко его опережает: это нынешний Патриарх. Однако, в его непосредственном окружении нет ни одной фигуры, которая была бы сколько-нибудь конкурентоспособной. Даже несмотря на симпатии в Администрации президента, которые Патриарх мог бы обеспечить своему преемнику, Чистый переулок не может произвести из своей среды ничего подходящего хотя бы только для формального ношения патриаршего куколя, то есть не может выдвинуть человека, обладающего хотя бы необходимым минимумом внешней импозантности. Как-то не прижились около нынешнего Патриарха хоть сколько-нибудь яркие люди.

Поэтому проблема власти внутри РПЦ МП не имеет простого решения. Альтернативой одному "непростому решению" — патриаршеству митрополита Кирилла — может выступать лишь решение такого типа, которое тоже не будет простым: пригласить "варяга", то есть человека, до сих пор не участвовавшего в московской борьбе за церковную власть.

В этой связи много говорили о Митрополите Лавре, нынешнем главе РПЦЗ(Л). Однако, это был бы Патриарх совсем уже "на безрыбье". В случае патриаршества Лавра все равно придется отдельно решать вопрос о том, кому нужно будет передать реальную власть в РПЦ МП, так как Митрополит Лавр и реальная церковная власть — понятия несовместимые.

Просматриваются ли сегодня другие выходы из тупика?

Да, просматриваются, — и именно сегодня, в свете политических процессов, вполне светских, которые развивались в течение последних полугода.

За последние полгода были успешно преодолены серьезные препятствия — возможно, наиболее серьезные из всех — на пути создания единого государства России и Белоруссии. Межгосударственный интеграционный процесс вышел на новый уровень. Учитывая де факто государственный характер церковной организации РПЦ МП в Белоруссии и близкий к тому — в России, невозможно не видеть, что интеграционные процессы между двумя государствами повлекут увеличение значимости Белорусской Церкви Московского патриархата в жизни всей РПЦ МП, а также и в политической жизни России. Это, в свою очередь, — принуждающей силою обстоятельств и даже независимо от его личного выбора — выводит на политическую арену нового игрока — митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), главу Белорусской Церкви МП.

Когда-то митрополит Филарет уехал в Минск, оставив прежде возглавлявшийся им Отдел внешних церковных связей на попечение митрополита Кирилла. Тогда это было признаком отходом митрополита от церковных дел всероссийского масштаба. Но теперь эти дела сами приходят к нему — в отличие от той горы, которая так и не захотела придти к Магомету. У нас так: не гора к Магомету, а Россия к Филарету.

Митрополит Филарет является одним из опытнейших в мире профессионалов церковной политики, внутренней и внешней, а также церковного управления. Это фигура не масштабов Белоруссии и даже не масштабов РПЦ МП (хотя и эти масштабы далеко не маленькие), а масштабов международных. В том, что он мог бы справиться с должностью Патриарха, сомнений нет никаких.

В то же время, это человек, внутренне уравновешенный, не страдающий ни приступами болезненной амбициозности, ни какого-то легкомысленного авантюризма, которые иногда так неприятно искажают светлый облик митрополита Кирилла.

И это человек, который умеет без заискивания и даже с твердостью, но при этом и вполне конструктивно, договариваться с любыми властями, которых он на своем веку повидал немало.

В нынешнем церковно-политическом процессе у него есть только один недостаток, но очень серьезный: в Администрации президента РФ его пока что не знают. Для них он то ли человек Лукашенко, то ли вообще никто. Что, конечно же, неверно: митрополит Филарет — это очень даже не "никто", и отнюдь не "человек Лукашенко".

Сейчас его статус можно, да и необходимо изменить, и, очевидно, первую скрипку тут могут сыграть вовсе не те чиновники, которые курируют церковные дела, а совсем другие — те, которые курируют объединение России и Белоруссии, то есть процессы более важные, чем вся РПЦ МП вместе взятая.

Новое межгосударственное объединение обязательно должно будет нести какие-то символы первенства Белоруссии (Россия не может быть там первой во всем), но таким символом не сможет стать белорусский президент. А вот "белорусский Патриарх" — сможет.

Так за счет РПЦ МП можно было бы решить одну важную и весьма деликатную проблему российско-белорусской интеграции, а, в то же время, обеспечить для самой РПЦ МП надежное возглавление, способное преодолеть нынешнюю борьбу партий внутри нее самой.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования