Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Совершенно секретно. Возвращение Казанской иконы в Москву окутано экуменической тайной


В отличие от возвращения в Россию иных икон, мощей, реликвий, Казанская прилетела сегодня, 27 августа, в один из московских аэропортов в условиях строжайшей конспирации и экуменической тайны. Ни от посольства Ватикана, ни от ОВЦС МП журналистам не удалось выведать ни аэропорт (говорят, это было "Шереметьево-1"), ни номер рейса, ни время его приземления. Таким образом, высоких гостей в первый день их пребывания в столице удалось уберечь от назойливого внимания прессы. Люди, внимательные к подобного рода событиям, помнят, что в тех случаях, когда православной стороне это казалось выгодным, встречи в аэропорту были обставлены по высшему разряду – с многочисленными представителями православной общественности, с торжественным выносом к народу (как это было в случае с Тихвинской иконой), с молебном и, разумеется, с десятками журналистов. Сегодня, как свидетельствуют очевидцы, все было иначе.

И если поведение православной стороны вполне понятно, то действия католиков вновь удивили: такая мощная кампания в средствах массовой информации о проводах иконы в Риме, о молитве Папы Иоанна Павла II, о передаче святыни кардиналу Вальтеру Касперу, о прощании римлян с Казанской в базилике св. Петра… А вот в Москве католики не позаботились о том, чтобы пригласить прессу, и даже на протяжение последней недели в посольстве Ватикана сторонились журналистов, отсылая их … в ОВЦС.

Несмотря на то, что история переговоров о передаче иконы также окутана тайной, заслуживающие доверия источники утверждают, что Папа принял решение вернуть святыню вскоре после того, как был отменен его визит в Монголию через Россию (местом промежуточного приземления в том папском маршруте значилась Казань). Однако в ходе переговоров - по инициативе православной стороны - дата возвращения иконы многократно переносилась. Позже, когда возник сюжет с Тихвинской иконой, которая триумфально вернулась в июле нынешнего года, такое поведение стало понятным: сначала надо принять дар от православных собратьев, а затем уже назначить дату католикам…

Что же касается ценности привезенной Казанской иконы, то она, стараниями патриархии, была умело спрятана в тень Тихвинской: не может ведь всерьез тягаться поздняя копия, одна из многочисленных, вывезенных из России, с оригиналом, чудотворность которого не вызывает сомнений…

Дар Папы Римского принимается со словами благодарности, однако подтекст этих слов становится все более очевиден из заявлений ОВЦС. Московская патриархия неустанно напоминает католикам, что позднего списка Казанской иконы – "маловато будет", нужны более весомые жертвы на алтарь экуменизма. "Хочется надеяться, что за этим символическим актом последуют и другие, более значимые для наших верующих шаги, направленные на урегулирование православно-католических отношений", - заявил 26 августа журналистам заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин. Он в очередной раз пояснил для непонятливых, что имеет в виду "отказ от миссионерской, прозелитической деятельности среди людей, принадлежащих к Православию по вере, крещению и духовным корням, а также исправление нынешнего положения верующих канонической Православной Церкви в западных регионах Украины".

Пассаж этот повторяется уже десятилетия и выверен до филигранности. Труд выяснения того, так ли это на самом деле – есть ли прозелитизм, каково положение православных на Западной Украине – да возьмут на себя журналисты. Однако нашей братии этим заниматься обычно некогда – гораздо легче еще раз воспроизвести то, что звучит на пресс-конференции…

И еще одно обстоятельство на сегодня остается неясным: удастся ли простым московским католикам попасть на торжественную церемонию передачи иконы в Успенский собор Кремля? Вполне может случиться так, что единственными католиками там будут члены официальной ватиканской делегации и прибывшие с ними журналисты. Плюс митрополит Тадеуш Кондрусевич, которого впервые за много лет пригласили на подобное мероприятие.

Местные же католики просили поместить хотя бы на краткое время - вечером в пятницу - Казанскую икону Божией Матери в московский кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Они, по утверждению членов инициативной группы, были готовы молиться у иконы о единстве христиан всю ночь, чтобы наутро проводить ее в Кремль.

"Даже возможность молиться у дара Святейшего Отца хотя бы полчаса, чтобы прочесть одну часть Розария и Литанию к Божией Матери, стала бы для нас великим счастьем", - сказал один из прихожан. Однако московские католики получили из Ватикана вежливый отказ, поскольку "это не предусмотрено программой визита официальной делегации Святого Престола". Официальных объяснений по этому поводу не последовало, однако один из сотрудников Римской курии заявил, что это сделано из уважения к Русской Православной Церкви и ее предстоятелю. "Было бы невежливым с нашей стороны, если бы кто-либо в Москве увидел икону раньше Патриарха Алексия II, которому она привезена в дар, – сказал сотрудник Ватикана. – Поэтому с момента прощания в Риме до момента вручения в Кремле икона будет закрыта от посторонних глаз".

Решение о том, что икона не будет выставлена для поклонения в московском кафедральном соборе, столичные католики приняли дисциплинированно, без публичных протестов. "Однако у нас остались вопросы, которые мы хотели бы задать кардиналу Касперу, – сказал один из инициаторов несостоявшейся молитвы у иконы в кафедральном соборе. – Мы не можем понять, чем московские католики хуже римских, почему в Риме в базилике св. Петра икона была выставлена для почитания на целый день, а в Москве это невозможно?"

Католики российской столицы не находят достаточной логики в объявленном им решении: "Если из уважения к Русской Православной Церкви, после передачи кардиналу Вальтеру Касперу икону первым должен увидеть Патриарх, и она не должна быть выставлена для почитания, то почему сделано исключение для римлян? Неужели во Вселенской Церкви мы – католики второго сорта?"

Видимо, кардиналу Касперу сотоварищи в Москве придется много потрудиться, чтобы развеять этот разросшийся у российских католиков в последние годы "комплекс неполноценности". Только будет ли у него для этого достаточно времени? Во время прошлого визита в феврале нынешнего года он гораздо больше внимания уделял общению с православной стороной, чем со своими единоверцами в Москве…

Казанская икона – в столице. Однако ожидаемая радость по поводу ее возвращения, призванная сблизить православных и католиков, переносится на завтрашний день.

К сожалению и для католиков, и для православных, эту ночь икона, по всей вероятности, проведет в чемодане кардинала Каспера…

Рустам Рузматов, для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования