Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Какую веру найдет Мадонна на русской земле? Значение возвращения «Ватиканского списка» Казанской иконы Божией Матери для Церкви и общества


28 августа завершится церковно-историческая эпопея возвращения на родину списка Казанской иконы Божией Матери из Ватикана. Еще не успев вернуться, чудотворная икона стала поводом для разных политических и церковных споров. С одной стороны, был правомерно поднят вопрос о том, как после столь ценного дара Ватикана русскому православию будут складываться отношения между православными и католиками в России. С другой, возникла интрига вокруг будущего местопребывания Казанской иконы, на которую претендуют Москва и Татарстан.

Многие противоречия, свойственные нынешнему восприятию иконы, были заложены в ее непростом прошлом. Всероссийскую славу этой иконе принесли войны, в которых она была, пожалуй, активной участницей. В 1579 году икону чудесным образом обнаружили недалеко от Казанского Кремля, и она стала символом русской победы и русского владычества над Казанским ханством. А в начале XVII века Казанская икона помогла ополченцам освободить Москву от польских захватчиков.

Антикатолический подтекст молитвы к Казанской иконе вполне очевиден для многих православных и в настоящее время. Антикатолическую тему развивает и пьеса для подростков "Освобождение Москвы. Казанская икона Божией Матери", написанная Марией Ларионовой, сотрудницей Отдела религиозного образования Уфимской епархии РПЦ МП. На фоне борьбы русского ополчения против польских захватчиков разворачивается такой диалог между поляком и русским предателем:

"Жолкевский: Пока русские держатся за православие, их ничем не возьмешь, они - народ, у них единство какое-то сверхъестественное. А вот если навязать им унию, то есть обряды-то прежние оставить, для виду, а вероучение католическое принять, а главное, подчинить их папе, тут-то единство их и сила их хваленая и разрушится.

Салтыков: Русские католики – это практически уже и не русские".

Последующая история одного из списков иконы сложилась так, что она попала как раз в руки бывших захватчиков России "по вере" - католиков.

Желание Московской патриархии в постсоветские годы получить этот чудотворный образ и попутные обвинения со стороны части православной общественности в том, что Ватикан скрывает "русскую святыню", отражают в целом антизападную позицию руководства официальной Церкви. Об этом говорит скрытый спор между Патриархом Алексием II и президентом Владимиром Путиным по поводу визита в Россию Папы Римского. Как известно, после своего официального посещения Италии Путин высказывался о желании принять в России главу западного христианского мира, что отвечает общей открытости внешней политики президента. Однако Патриарх в резкой форме отверг всякую возможность встречи с Папой в связи с нерешенными проблемами – прозелитизмом католиков среди русских и "захватами" православных храмов греко-католиками на Украине.

Во время недавней встречи главы государства с Патриархом в резиденции последнего в Переделкино политические мотивы снова взяли верх и даже заставили предстоятеля несколько снизить ценность передаваемого чудотворного образа. Так, Алексий II сказал: "Это один из многих списков, но не тот чудотворный образ, который исчез в начале XX века. Поэтому сейчас нет нужды самому папе привозить это, а так договорились, как компромисс, что два кардинала привезут, и я в Успенском соборе московского Кремля в праздник Успения Божией Матери приму эту икону".

Отношение церковных лидеров к бескорыстному дару Святого Престола заставляет сделать и еще один вывод: РПЦ МП не ощущает себя частью "единого христианского мира". А это единство приобретает все большее значение на фоне растущего числа катастроф, которые являются, по существу, терактами против всего христианского сообщества, как в США, так и в России.

Требование возвратить икону на место ее явления – в Казань - выявило актуальность уже несколько подзабывшегося конфликта между федеральным центром и "татарскими сепаратистами". Президент Татарстана Минтимер Шаймиев надеется на то, что икона приедет в его республику, так как это полностью соответствовало бы проводимой им религиозной политике – мирному сосуществованию православия и ислама. Татарские националисты в лице Всетатарского общественного центра обращаются к своему народу с другими лозунгами: "Нет символу колониального ига!" Глава Всетатарского центра Рашит Ягафаров даже считает, что власти тратят время и деньги "на дела, оскорбляющие религиозные чувства мусульман". Исторически можно обосновать позицию и тех, и других.

В отличие от татарского, российское общество смирится и с тем, что икона будет храниться в Москве, и с тем, что она станет одной из святынь Казанского Кремля, где, в соответствии с толерантной политикой властей, недалеко от православного собора была построена огромная мечеть, разрушенная русскими в XVI веке. В секуляризованном обществе, в котором мы живем, факт передачи католиками Казанской иконы патриархии является, прежде всего, символом здравого смысла в отношениях между двумя крупными Церквами, одним из шагов по пути к преодолению взаимной враждебности. Только для православных националистов, как и для татарских, Казанская икона или "русская Мадонна", как ее называют на Западе, остается "боевым топориком" на тропе давней войны.

Роман Лункин, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования