Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Призрак бродит по Иерусалиму, призрак иудаизма. Есть ли альтернатива международному статусу духовного центра трех мировых религий?


Сделанное 24 августа ведущими мусульманскими лидерами Ливана заявление с призывом к Организации Исламская Конференция (ОИК) выработать стратегию и предпринять конкретные действия для предотвращения "иудаизации Иерусалима" - серьезный симптом возвращения мира к стилям и методам времен "холодной войны" более чем тридцатилетней давности. Только предметом этой войны сегодня является не противостояние двух держав, а столкновение двух цивилизаций – западной и исламской, подогретое "конкретно-историческим" развитием событий на Ближнем Востоке.

Напомним, что ОИК была создана в 1969 году в связи с совершенно конкретной причиной - пожаром в иерусалимской мечети Аль-Акса. Ее цель – предотвратить угрозы для мусульманских святынь, оказавшихся на территории Израиля и, в целом, эту самую иудаизацию Святой Земли. Причем декларировалось, что стратегической целью ОИК является установление мусульманского контроля над Иерусалимом. Например, штаб-квартира этой организации в саудовской Джидде считалась временной - до "освобождения" аль-Кудса - Иерусалима… Кстати, и само заявление ливанских улемов приурочено к 35-летию того трагического поджога.

Очевидно, что развязка всей долгоиграющей ближневосточной драмы невозможна без кардинального решения вопроса о святом городе Иерусалиме. Однако в последние годы на первый план у политиков, занимающихся этой проблемой, вышли разговоры о статусе Западного берега Иордана и сектора Газа, о еврейских поселениях и заградительной стене. В общем, прорабатываются всяческие аспекты ближневосточного кризиса, только не иерусалимский, казалось, благополучно ушедший в тень. Заявление ливанских богословов показывает, что это не совсем так: арабские политики, видимо, решили возродить проблему Иерусалима из политического небытия. И это вполне понимаемо и принимаемо.

Только вот вызывает сомнения тезис об угрозе "иудаизации Иерусалима", который может быть слишком широко понят. Ведь если речь идет о действительно имеющейся угрозе для мечетей Иерусалима, то можно говорить о подготовке конкретными экстремистами конкретных терактов, а вовсе не об угрозе экспансии иудаизма как религии.

Как ни крути, а все-таки наибольший по продолжительности период в истории Святого Города связан с древнесемитским монотеизмом, в ходе исторического развития оформившимся в то, что мы понимаем сегодня как иудейскую религию, или иудаизм. Но также никто и не отрицает, что впоследствии были: два периода мусульманского владычества, византийцы, крестоносцы, британский мандат.

Все это сделало Иерусалим уникальным местом переплетения религий, культур, менталитетов. Но также местом тонким и уязвимым. Поэтому единственной на сегодня возможностью решения иерусалимской проблемы является поддержание баланса между религиями, что, на наш взгляд, можно обеспечить только в условиях сильного международного контроля.

Здесь, между прочим, можно и вспомнить, что предложенная в 1947 году ООН идея международного статуса Иерусалима была отвергнута одновременно и сионистами, и арабами.

Если даже угроза "иудаизации" хоть в малой степени реальна, то не станет ли альтернативой ей угроза столь же тотальной исламизации? Сторонники ливанской инициативы апеллируют к христианам, которые, по их мнению, также страдают от потенциальной "иудаизации". Но они забывают, что серьезные проблемы имеются в Святой Земле и между христианами и мусульманами. И на бытовом, и на других уровнях. Наблюдается очевидный рост общей радикализации и в иудейской среде.

Во времена арабского халифата тогдашним мусульманским правителям (надо отдать им должное) удавалось поддерживать баланс между представителями различных религий. Даже в те времена, когда между самими мусульманами проходили отнюдь не академические споры по вопросам вероучения, христиане и иудеи имели полный объем исповедальных прав, а последователи этих религий имели вес в обществе и при дворах монархов. Но среди представителей мусульманских политических движений нашего времени, особенно тех, которые выступают по-разному, но за восстановление былого халифата, увы, не заметно сторонников умеренного пути.

Иван Нелюбов, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования