Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

КПД в НОРМе: что общего у двух столь разных организаций – православной и исламской?


Чуть более двух недель прошло с момента представления Корпорации православного действия (КПД), чуть более двух месяцев - с момента создания Национальной организации русских мусульман (НОРМ). Но за столь небольшие промежутки времени у этих двух столь, в принципе, мало совместимых религиозно-политических образований выявилось очень много общих черт. И дело здесь не только в том, что как КПД, так и НОРМ не дают прессе и общественному мнению забыть о себе, напористо выступая все с новыми и новыми публикациями...

Судя по этим публикациям, у русско-православных и русско-мусульманских политиков есть одна принципиальная общая черта. Очевидно, что как для КПД, так и для НОРМ, главным, ключевым понятием является этничность, "русскость", а вовсе не религиозная составляющая, которая по отношению к составляющей национальной занимает подчиненное положение. Отсюда и "априористский" подход - и для "православного действия", и для национал-мусульман. То, что "не наше", или не встраивается в нашу идеологию, - то все чужое и от лукавого.

Например, в доктринальной заметке Станислава Белковского "Америка сделала все возможное для борьбы с авраамическими религиями" утверждается, что Америка сегодня уже не является частью христианского мира. В этой стране на смену Богу Авраама, Исаака и Иакова пришла некая "технологическая субстанция", тождественная самим Соединенным Штатам. Достается и Китаю, который также представляет собой "антиавраамическую субстанцию".

Ну, с Китаем, это еще можно понять. Там все-таки абсолютное большинство верующих не относится к трем великим монотеистическим религиям. А вот о США такое представление может возникнуть только из очень российского "далека", на основе тех образов, которые преподносят рядовым россиянам местные СМИ. Действительность же несколько иная. Да, христианство в США может быть не так институциолизовано, более личностно и менее формализовано. Но оно, как и другие религии, присутствует в жизни страны.

Еще на один момент, который постоянно проходит красной нитью в этой публикации и других выступлениях Белковского, хотелось бы обратить внимание. Речь идет о полном крахе "либерального, американского проекта для России", который ассоциируется с эпохой Ельцина. Ну, полноте, а был ли мальчик? То есть этот самый либеральный проект "Made in USA"?

Может быть, какие-то отдельные черты, подходящие под это определение, можно обнаружить в эпоху позднего Горбачева. Но вот дальнейшее десятилетие Россия развивалась скорее по некоему доморощенному "неономенклатурному" проекту, по которому, кстати, развивается и ныне. Достаточно вспомнить, что действующий Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" был принят в 1997 году, в самый разгар ельцинской эпохи, и скроен он был отнюдь не по либеральным лекалам.

Но анализ не требуется, когда необходимо доказать, что "нужен новый национальный проект, базирующийся на идеологии, которая архетипически конгениальна нации. И в этом смысле ее, идеологию, нельзя отрывать от православия. Если это не будет православие, то это будет язычество". В переводе с корпоративно-православного новояза, все это означает - в России должно быть только православие, и русский может быть только православным. И точка.

Но есть еще и Национальная организация русских мусульман, представители которой столь же однозначно считают, что единственной духовной перспективой для русских может быть ислам. И еще - что мусульманин, в силу определенных причин, не может признавать государство Израиль, и потому публикация на эту тему, появившаяся некоторое время назад на "Портале-Credo.Ru", cтала предметом специального заявления НОРМ и была обозначена как "просионистская".

Оставим в стороне радикально-полемический тон документа – жанр комментария не приспособлен для этого. Интересна сама логика НОРМа, которая начисто лишена непредвзятого анализа. Так, например, тезис о том, что даже не признание, а просто вступление в контакт с представителями Израиля только для того, чтобы решить хотя бы конкретные проблемы арабского и мусульманского населения, "опровергается" автором заявления братом Харуном (Вадимом Сидоровым - кстати, одно время близким к баркашовскому РНЕ) очень просто: "В том, что касается нас, истинных русских мусульман, то я, как официальное лицо НОРМ, могу лишь ответить ему, что любые соглашения, подписанные саудовскими, сирийскими, египетскими и даже палестинскими лидерами, признающими государство "Израиль", не будут иметь для нас ровно никакой силы".

А чуть ниже, в ответ на слова о том, что Израиль, как и Палестина, были созданы на основе решений ООН, говорится: "Но мы и слышать не хотим о каких-либо резолюциях, ставящих судьбу Святой Земли в зависимость от так называемого международного права, а не закона Аллаха".

А вот если вспомнить историю раннего ислама времен Пророка Мохаммада и первых халифов, то можно увидеть, что основатель ислама активно искал альтернативные насильственным способы разрешения конфликтов. В свою очередь, праведный халиф Умар, завоевав в конце VII столетия Иерусалим, впоследствии способствовал тому, чтобы туда возвратились иудеи, изгнанные ранее христианами-византийцами. Да и вообще нигде в Коране не говорится о том, что иудеям не дозволяется создать свое государство, или реализовать свое право на суверенитет.

Ислам, по определению, использует не категории "национального" государства, а лишь формы религиозно-политической самоорганизации, существующие поверх национальных границ. Кстати, сегодня именно фундаменталистские и консервативные мусульманские богословы считают, что разделение всемирной общины-уммы на национальные государства – это пережиток колониального прошлого, который необходимо преодолевать.

Мы прокомментировали два последних документа КПД и НОРМ вовсе не для того, чтобы полемизировать с их авторами. Нам лишь хочется еще раз отметить, что создание этих двух разных и одновременно в чем-то похожих организаций знаменует собой активный вторжение в общественную жизнь России такого явления как национально-религиозная ксенофобия, и – более того – получение этим явлением "прав гражданства" в общественно-политической системе современной РФ. И судя по той энергичности, с какой эти образования дебютируют на общественной сцене, КПД у них в НОРМЕ. И это вызывает озабоченность.

Валерий Емельянов для "Портала-Сredo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования