Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Закат модернизма


Современная религиозная палитра являет изумленному взору наблюдателя все более туманный пейзаж. Задуматься о его ландшафте заставляет нас в частности память иеромонаха Серафима Роуза, который, видя разгул модернизма и релятивизма в умах американских христиан, предрекал в скором времени наступление "религии XXI века". Тогда в далеком 1976 году казалось, что еще немного – и все мировые религии сольются в беспринципном гуманистическом экстазе суперэкуменизма. Именно в те годы из сербского монастыря Челие раздавался голос изгнанника преп. Иустина (Поповича), говорившего об опасностях гуманистического экуменизма для православной веры.

Тогда же и Римо-католическая Церковь, едва справившись с "кризисом призваний", вызванным ультрамодернистским Вторым Ватиканским Собором, оказалась втянутой в борьбу против внутреннего недуга "теологии освобождения". Героями веры стали падре, крест-накрест перетянутые пулеметными летами с портретами Ленина и Мао в руках. Именно тогда консервативная часть духовенства сыграла для католиков спасительную роль, лишив модернистов социальной базы, и маргинализировав "теологию освобождения". Несмотря на недоверчивое отношение либеральных европейских католиков, эти консерваторы исполнили роль "чистильщиков". Модернизм был уравновешен миссионерской инициативой, "кризис призваний" приостановился.

За пределами христианства модернистский кризис наиболее отчетливо проступил в иудаизме, где модернистские раввины радикально разошлись с традиционалистами (по иронии судьбы называемыми в прессе английским словом Orthodox) именно по тем же вопросам, по каким шло разногласие между христианами-модернистами и консерваторами. Речь идет, прежде всего, о соблюдении правил (канонов), гарантирующих сохранение вероучительной целостности (integrity, откуда страшное слово "интегризм") и применении их в отношении членов иных конгрегаций.

Удивительным образом оказалось, что идеология модернизма, так вдохновлявшая добрую часть религиозных движений как внутри христианства, так и за пределами него, постепенно сходит на "нет". И дело тут не в мистическом "требовании времени"

В нынешней ситуации наступления беспринципного постмодернизма, потихоньку на место старого противостояния модернизма и интегризма пришло постмодернистское равнодушие к логическому и философскому содержанию религиозных концепций, но повышенное внимание к корпоративной принадлежности по типу "свой-чужой". Вот и Всемирный Совет Церквей занимается не выведением новой "всеобщей" религии XXI в., а мелочным "разведением" православных и протестантских участников по разным клеткам. Чтоб не спутать своих и чужих. Патриарх Алексий Второй принимает католическую делегацию только для того, чтобы указать на "факты прозелитизма". Иудеи в ЮАР делят Бейт Дин со своими консервативными коллегами скорее уже по старой привычке – спор то идет о "канонической территории", а не об истине.

Соответственно и занятия у современных религиозных деятелей поменялись: вместо поисков согласия (или несогласия) с партнерами по диалогу, они развлекаются тем, что отыскивают друг на друга "компромат". Волна "педофильских" скандалов, буквально захлестнувшая СМИ, преследует, как кажется, только одну цель – в атмосфере всеобщего недоверия переделить "канонические территории".

В том же смысле и новая книга американской журналистки Коллин Кэрролл гнет все к одному: консерватизм – это вообще хорошо, но нашенский "католический" консерватизм лучше. Почему, спрашивается? А потому, что наш, а не чужой. За это на нее обижается автор "Библии еретиков" Питер Мэнсо. А чего зря обижаться? Новый век не стал веком безудержного модернизма, всеобщего слияния и прекраснодушия. Он становится веком корпоративных религиозных разборок, компромата и постмодернизма.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования