Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Никто не хочет быть клоном!» Духовные последствия генетического эксперимента


Разрешение клонировать человеческие эмбрионы в Британии в медицинских целях стало главной новостью позавчерашнего дня, но отнюдь не послужило поводом для громкого скандала. Широкая общественность уже привыкла к возможности создания человека альтернативными обычному способу путями. Против клонирования выступают по разным причинам, но все говорят о том, что достижения генетики способны радикально изменить мировоззрение человечества и, прежде всего, его религиозные представления.

Основным христианским доводом против клонирования является то, что создание эмбриона, который в репродуктивных целях проживет только 14 дней, узурпирует право Бога как Создателя. Для врачей-генетиков Бог перестает быть полноправным Творцом всего живого. Изменяется само представление о Божестве, Которое уже не является воплощением абсолютного могущества. Следовательно, Бог теряет в глазах человека ту безусловную власть и законодательную силу, которыми Он обладал в Ветхом Завете.

Коренным образом меняется семейная этика. Клонирование окончательно снимает с института семьи покров сакральности, который и так уже изрядно поврежден однополыми браками и разного рода эмансипацией от семейных ценностей. Священность семьи и "тайны рождения" уже не воспринимаются с мистическим религиозным трепетом, как раньше.

Весьма красноречиво обеспокоенность за семью и детей выражена в заявлении Комитета по коммерции Конгресса США в поддержку законопроекта "О запрещении клонирования человека". Его автор – Дик Армей, лидер республиканского большинства в Конгрессе США, отмечает, что "клонирование превращает детей в продукты капризов взрослых. Эта дорога ведет в производство детей на заказ". По мнению Дика Армея, "каждый ребенок имеет право войти в этот мир естественным для человеческого существа путем - с двумя родителями, а не с "генетическим донором"… Клонирование спутывает все нормальные представления об отце, матери, ребенке, дедушке и т.д. В то время как многие могут хотеть быть клонированным, я подозреваю, что никто не хочет быть клоном".

Появление клонов, в каких бы целях оно ни производилось, выбивает почву из-под ног человека, который существует в христианском мире. Генетический эксперимент довел до логического конца то, что было начато появлением теории происхождения видов Чарльза Дарвина. Тогда человек был признан одним из видов живых существ, но еще оставалось место для человека, как "венца творения". Генетики заставили задаться другими вопросами: можно ли назвать клона "венцом творения", и кто такой человек, если его можно вывести в пробирке? Как заметил в заявлении поводу клонирования представитель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата отец Всеволод Чаплин, "каково человеку будет жить, зная, что он всего лишь чья-то копия".

Клонирование вместе с эвтаназией уже стало одним из признаков кризиса христианского мировоззрения. Коснется этот духовный кризис, по преимуществу, традиционных Церквей, которые либо резко отрицательно относятся ко всем нововведениям, либо пытаются к ним приспособиться, отступая от своих же ортодоксальных принципов. В любом случае традиционное христианство не способно дать адекватный ответ современному обществу по всем вопросам, так как это означало бы измену традиции.

Неохристианские течения смогут социально адаптироваться и выжить только в том случае, если они соответствуют запросам нового общественного сознания. Среди этих запросов – образ Бога, Который "понимает" личные и профессиональные проблемы верующего и помогает решать их на практике. Кроме того, новый тип религиозности будет вынужден гипертрофированно подчеркивать "божественность" человека, его особые способности и "дары", для того, чтобы поднять униженное клонированием достоинство личности и ее эксклюзивность по сравнению со всем живым вокруг.

Из числа существующих христианских конфессий к идеалу религии "мира после клонирования" наиболее близко пятидесятничество с его "духовными дарами" и представлением об Иисусе, Который решает личные проблемы каждого и к Которому можно незазорно обратиться по поводу повышения своей зарплаты.

Безусловно, изменения в мировоззрении вызовет и появление новых религиозных движений, которые изложат свою версию развития человечества, исходя из опытов по клонированию. Таким движением уже является Церковь раэлитов, которая не раз заявляла о том, что принадлежащей ей компании "Клонейд" удалось клонировать человека так, как это сделали инопланетяне, которые, по мнению раэлитов, заселили Землю именно с помощью генной инженерии около 25 тысяч лет назад. Главной целью раэлитов является достижение бессмертия с помощью клонирования.

По мере осознания последствий экспериментов и открытий, меняется представление о духовности и тех задачах, которые она призвана решить. Издревле религия объясняла человеку все природные явления, его происхождение и говорила о том, к чему необходимо стремиться. Сознание современного человека больше интересуется тем, как он (и все человечество) может умереть (или не умирать), а не тем, как он должен жить. И для сознания клона это вполне естественно.

Является ли происходящая переоценка ценностей нравственным кризисом, поразившим человечество, - это вопрос двойственный. С одной стороны, кризис переживает "историческое христианство", а с другой, нынешняя духовная трансформация создает почву для более прагматичной личностной религиозности, в которой семейные ценности и уникальность человека будут доказываться и объясняться заново. Получение вечной жизни и сохранение особых навыков личности может напрямую связываться с клонированием, человеческая душа будет обладать свойством духовного деления и т.д. Философия "общего дела" Николая Федорова оказывается неожиданно востребованной тем христианством, которое приходит на смену "историческому".

Однажды один профессор-генетик сказал мне, что если даже Бог и существует, то Ему должно быть совершенно безразлично, каким образом люди появляются на свет на Земле. Однако, как показывает практика, человек, в отличие от шотландских собратьев овечки Долли, – существо гордое, готовое бороться за свою исключительность. Никто не хочет быть клоном!

Роман Лункин, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования