Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Теория Хантингтона на пороге краха. На Ближнем Востоке, кажется, намечаются контуры внутриисламского "цивилизационного конфликта"…


Та часть современных homo sapiens, которая следит не только за погодой, биржевым курсом и светской хроникой, но и пытается осознать тенденции культурной и духовной жизни человечества, не может не сделать пусть и самых предварительных предположений о том, что модная и активно поднимаемая сегодня на щит теория "конфликта цивилизации" Хантингтона, как и большинство геополитических теорий, начинает трещать по швам при столкновении с бурной и непредсказуемой действительностью наших дней.

Схематично теория "конфликта цивилизаций" гласит, что главный источник антагонизма внутри человечества лежит не в различиях социального, экономического или политического плана, но в культурно-исторических особенностях различных ареалов человеческой цивилизации, в основе которых, в свою очередь, лежит специфика различных религиозных систем. Обозначая как самый возможно мощный потенциальный конфликт противостояние между христианской и мусульманской цивилизациями, Хантингтон, в то же время замечал, что и в отношениях между другими религиозно-цивилизационными системами так же имеется большой потенциал конфликта.

А теперь оставим изящные академические выкладки и обратимся к цепочке событий последних дней. Радикальный шиитский лидер поднял восстание теперь уже не против "американских оккупантов", а против переходного иракского правительства, так же состоящего из деятелей мусульманского исповедания. Эти последние, чтобы спасти положение, решили арестовать и предать суду своих недавних коллег, умеренно практикующих шиитов банкиров братьев Чалаби, бывших во времена Хусейна организаторами и, главное, спонсорами различных течений иракской оппозиции.

Во всей этой кутерьме исчез сотрудник иранского консульства в священной Кербеле, наверняка правоверный шиит. Других просто не берут на работу в систему иранского МИД. В близлежащих окрестностях мусульманского мира не тише. В Пакистане взорвали религиозное учебное заведение. А вот правительство Ливана решило, наконец, спросить правительство страны с похожим названием - Ливия, куда делся пару десятков лет назад имам Саед Муса аль-Садр – самый влиятельный шиитский лидер Ливана, бесследно исчезнувший во время поездки в Ливию. В ответ ливийцы, видимо, очень обиделись и ввели экономическое эмбарго против Ливана.

А вот чуть подальше от эпицентра этого "конфликта циввилизаций-2004" происходят события, которые можно представить как попытки что-то и как-то определить, найти себя в самом пекле "межцивилизационного противостояния". Например, израильское правительство призвало ассоциацию ортодоксальных иудейских организаций США как можно скорее оказать помощь населению Южного Судана. Эта ассоциация является своеобразной "крышей" для распространения гуманитарной помощи от имени государства Израиль в тех регионах, где оно само делать это не в состоянии. За последний месяц там было убито около 35 000 человек, исповедующих, по преимуществу, местные культы и христианство. А ведь, по "идее" Хантингтона, между иудаизмом и христианством тоже есть возможность межцивилизационного конфликта...

В Британии, тем временем, исламский банк открыли. Первый полноценный на европейском континенте. В Сараево конференция мусульманских молодежных организаций из различных стран Европы пришла к выводу, что светская и культурно открытая модель государства, каковой является Босния, представляется наиболее оптимальной для мусульман в Европе.

А еще последние исследования среди мусульман Европы (Италия, Скандинавия) показывают, что при полном сохранении своей религиозной идентичности, они совершенно не чураются европейского культурно-бытового уклада, не чувствуют на межличностном уровне в отношении себя никаких проявлений расовой или религиозной ксенофобии. За помощью к мусульманским религиозным и религиозно-политическим институтам они обращаются лишь тогда, когда серьезно и по-государственному основательно затрагиваются их права, как например, во французском деле о хиджабах.

Соблюдая молитвенные традиции ислама, эти мусульмане стараются, однако, лишний раз не появляться в мечети, где длиннобородые люди в национальных арабских одеждах активно внушают собравшимся мысли о джихаде против неверных и тому подобные идеи. "Мы все-таки уже немцы, французы, шведы", - говорят эти "евромусульмане".

На этом прервем цепочку фактов. Сказанного достаточно в качестве "информации к размышлению". Размышлению вот о чем. Во-первых, "конфликт цивилизаций", который очевидно перерастает на наших глазах уже во внутримусульманское противостояние, дает основание полагать, что религиозный фактор тут не причем, а в основе конфликта - сугубо политические амбиции, нефть, а также боевой и часто необузданный менталитет арабских лидеров. Все-таки, в неарабской части мусульманского мира как-то поспокойней. А вторая часть приведенной выше "цепочки фактов последнего времени" заставляет предполагать, что теория "конфликта цивилизаций" писалась в высокой кабинетной тиши - для политиков и прочих сильных мира сего. Но в наше время, в нашем мире на авансцену жизни все более активно выходит простая личность, автономная человеческая "единица", которая хочет просто мирно жить и трудиться. А также молиться так, как ей хочется. И именно такая личность, а не надуманные теории, станет в центре политической и общественной реальности XXI века.

Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования