Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Русский" образ ислама. Почему патриотический рупор взялся за «углубленное» изучение ислама?


Вышел в свет четвертый номер (второй за 2004 год) журнала "Русский образ", тема которого заявлена одним словом – "ислам". Хотя правильнее и точнее следует обозначить тему как "Ислам и национальная безопасность", поскольку за данным изданием стоит Леонид Ивашов, отставной генерал-полковник ГРУ, долгое время возглавлявший Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, создатель ряда структур, занимающихся разработкой проблем национальной безопасности, - начиная с "Фонда Безопасности" начала 90-х и кончая "Военно-державным союзом", лидером которого сегодня является генерал.

На обложках "Русского образа" – символика Республики Сербской на территории Боснии и Герцеговины, профили лидеров боснийских сербов Радована Караджича и Ратко Младича, к которым есть много вопросов у международного правосудия по поводу беспрецедентного геноцида боснийских мусульман в местечке Сребреница. А в предисловии от редакции говорится, что "одной из важнейших проблем в России и Европе сегодня является замещение коренного населения мигрантами. Волны переселенцев из стран третьего мира хлынули на территорию европейской цивилизации, несут и свою, чуждую нам культуру, сформированную в 90 % случаев исламом - религией, знакомиться с которой нам приходится вопреки собственному желанию".

Итак, с первой страницы читателю внушается мысль, что ислам – это чуждо, и посему - плохо. По определению. Такой подход, в сущности, именуется ксенофобией.

А содержание статей по теме номера (автором которых является главный редактор журнала Илья Горячев) активно иллюстрирует эту мысль. Читателю сообщается, что никакого единства мусульман ни в мире, ни в России нет, и пример тому - отношения двух мусульманских административных структур России, одна из которых, возглавляемая Талгатом Таджуддином, "хорошая", ибо придерживается "традиционного ислама", а вторая, возглавляемая Равилем Гайнутдином, "не очень хорошая", ибо склонна к исламу радикальному. Однако при этом не объясняется, что же понимается конкретно под "традиционным" и "не очень" исламом, и как это выражается в деятельности нынешних лидеров мусульман России.

Зато много говорится о проекте "русский ислам", далеко неоднозначном по мнению многих самих же российских и русских мусульман, а также о принятии ислама русскими, которые, обратившись, становятся экстремистами, поскольку у них обязательно срабатывает так называемый "синдром неофита". Это – когда хочется быть "большим католиком, нежели Папа Римский".

Журнал называет несколько фамилий "широко известных в узких кругах людей", но новообращенных русских мусульман насчитывается от двух до десяти тысяч, и очень большой вопрос – многие ли из них придерживаются радикальных взглядов? Но редакционная направленность берет свое. Под фотографией женщины с детьми в мусульманских одеждах, стоит подпись вопрос: "Кто она - бывшая русская женщина?" Или подзаголовок: "Кто они, бывшие русские, а теперь мусульмане?" То есть, надо понимать, что быть русским и мусульманином - две вещи несовместные.

Можно упомянуть большой материал о российских и советских военнослужащих, принявших ислам в Чечне и Афганистане, под красноречивым заголовком "Новые янычары: плен, измена, ислам", рецензию на в общем-то уже давнишний фильм"Мусульманин", в которой активно проводится мысль, что главный герой картины Николай, ставший Абдуллой - ну… не "наш человек".

Еще можно прочитать пятистраничное повествование (очень уж большое для журнального формата) о небольшой, но достаточно шумной и радикальной группировке из США, называемой "Нация ислама", и "русский образ" ислама у читателя будет сформирован.

Попытка же рассмотреть ислам с сугубо духовной точки зрения занимает скромное пространство в четверть разворота и похоже на рекламный модуль (кстати, и размещен он по соседству с рекламой неоязыческой "славяно-горицкой борьбы"). Рассказывается о пяти столпах ислама - свидетельстве веры, молитве, соблюдении поста в месяц рамадан, налоге-закяте в пользу общины и паломничестве-хадже. А далее некий клирик о. Петр Иванов из Новодевичьего монастыря утверждает: "К чему в духовном плане стремится ислам, к какому идеалу стремится? Ставит ли он вообще целью преобразить душу человека? Если говорить о пяти столпах ислама, то это, прежде всего, установления, касающиеся ритуальной стороны дела". Это отчасти правильно, но эта не вся правда о древней религии. Ведь самый первый столп ислама - исповедание веры в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его пророков (от Авраама до Иисуса), в судный день, доброе и плохое, предопределение судьбы, исходящее от Аллаха. Значит, ислам все-таки не только ритуал?

Вообще же можно согласиться с тем, что в нынешней ситуации многие проблемы ислама замыкаются на вопросах безопасности. Но именно поэтому необходим их объективный анализ, а не изначально предвзятое и одностороннее отношение, которое сквозит в материалах "Русского образа". Издание – новое, да предрассудки стары.

Да, иначе просто и быть не может. Издание позиционирует себя как "просвещенно-националистическое". Но национализм – любой, даже самый "просвещенный", - изначально односторонен, потому что предполагает антитезу "Мы - Они", в которой "мы" - это обязательно хорошо, а "они" - не очень или же просто плохо. При таком подходе узнать, где же правда, а где "не очень", просто не представляется возможным.

Иван Нелюбов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования