Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Национально-освободительная война» в Ираке: на чью сторону встать православным антиглобалистам?


Сразу по окончании американского блицкрига в Ираке "христианский компонент" не рассматривался аналитиками в качестве сколько-нибудь серьезного фактора, могущего повлиять на послевоенное устройство страны. Во-первых, само присутствие солидного контингента американцев и их союзников служило некоторым гарантом безопасности для местных христиан. Во-вторых, в эпоху саддамовского правления Ираком больше всего противоречий накопилось между двумя исламскими общинами – суннитским меньшинством, находившимся у власти в лице самого Саддама, и шиитским большинством, подвергавшемся репрессиям и отброшенным на обочину общественной жизни страны. Поначалу, действительно, так оно и было: к власти в Ираке стали всячески прорываться "обиженные" шииты, не брезговавшие самыми кровавыми средствами в борьбе со своими братьями-суннитами. Тогда же была выдвинута некая "геополитическая" версия, согласно которой США заинтересованы в создании на Ближнем Востоке марионеточного шиитского государства в противовес яростно антиамериканскому шиитскому Ирану. Согласно этой версии, само появление такого режима было призвано нейтрализовать антиамериканский потенциал шиитской общины и раскачать основы государственно-религиозной идеологии в Иране.

Но вот, спустя год после разгрома режима Саддама Хусейна, на авансцену "национально-освободительной войны" в Ираке выходит мусульмано-христианское противостояние. Христианскую общину страны нельзя назвать большой, но и под определение "микроскопическая" она тоже никак не подходит. По разным данным, в Ираке насчитывается от 750 тысяч до 1 миллиона христиан. Как и во многих других странах Востока (например, в Египте и Сирии), христиане в Ираке занимают достаточно уважаемое место – из их среды традиционно формируются "национальные кадры" таких привилегированных профессий как врачи и юристы. Широко известен тот факт, что фактический премьер и наиболее дееспособный политик в саддамовском правительстве – Тарик Азиз – был христианином-ассирийцем.

При нынешнем переделе власти в Ираке о христианах как будто забыли – в новом временном кабинете они номинально представлены, но политический масштаб этих христиан несопоставим с тем же Тариком Азизом. Это обстоятельство наводит на мысль о "профилактическом" предназначении терактов против иракских церквей – надо запугать христиан, загнать их в гетто, дабы предотвратить их проникновение на ключевые посты в новом иракском руководстве и вообще купировать их социально-политические амбиции. Однако более логичной представляется версия "тотальной мести" исламских радикалов западному миру, олицетворяемому в данном случае христианами, - мести, начавшейся с захватов итальянских, немецких, корейских заложников "организациями, близкими к террористической сети "Аль-Каида". А поскольку именно эти организации стали оплотом "национально-освободительной войны иракского народа против американских оккупантов", следует признать, что эта война становится откровенно антихристианской. А это обстоятельство, в свою очередь, ставит в очень затруднительное положение тех "православных антиглобалистов", которые до сих пор продолжали протестовать против "американской агрессии" в Ираке и были готовы дружить хоть с Хусейном, лишь бы против Америки.

Упомянутая выше шиитско-суннитская коллизия тоже непрямую связана с антихристианскими демаршами в Ираке. Дело в том, что так исторически сложилось: в этой стране христиане больше дружили с шиитами, чем с суннитами – большинство христианских церквей Ирака расположено на окраинах шиитских кварталов соответствующих городов. После свержения Саддама в наиболее ущемленном положении оказалась суннитская община, поэтому естественно, что "под горячую руку" ее борьбы с основным конкурентом должны попасть и христиане.

Как бы то ни было, взрывы у христианских церквей в Ираке еще раз показывают, что эта страна и ее временное правительство не в состоянии справиться с многовековыми межобщинными разногласиями, поэтому без усиления международного миротворческого присутствия в этой стране не обойтись.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования