Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Русские мусульмане": еще один «религио- технологический» проект? Станет ли «русский ислам» НОРМой?


Пресс-конференция успевшей стать пресловутой "Национальной организации русских мусульман" (НОРМ),
состоявшаяся 22 июня в редакции газеты "Известия" и ставшая фактически презентацией идеологии "русского ислама", почему-то вызвала и продолжает вызывать навязчивое ощущение того, что перед нами очередной виртуальный и, не побоимся этого слова, "надутый" проект.

Начнем с фактов, так сказать, эмпирического свойства. 12-13 июня в Омске собирается съезд "Организаций русских мусульман" и объявляет о создании "Национальной организации русских мусульман". Учредителей новой структуры, как физических лиц, так и объединения, нельзя назвать даже "широко известными в узких кругах". Кстати, уже давно существующие и авторитетные организации русских и новообращенных мусульман, такие как "Прямой путь" в Москве и джамаат в Петрозаводске, узнали об этом мероприятии, что называется, постфактум.

Буквально в течение несколько дней после съезда его организаторы провели настоящую медиа-атаку, "засветившись" на ведущих российских и мировых мусульманских интернет-ресурсах, а также в ряде печатных СМИ. Кульминацией кипучего пиара "русских мусульман" и стала пресс-конференция в "Известиях", на которой мусульмане-националисты в достаточно категоричной и безапелляционной форме заявили о том, что спасение России и духовная перспектива для этнических русских - только в исламе. А именно в новосозданной организации, в лице ее организаторов, есть высококвалифицированные специалисты, в том числе по арабскому языку и Корану, способные объяснить "соплеменникам" ценности ислама, и, соответствующим образом, ими руководить и уберегать от разброда и шатаний... Наконец, одной из целей НОРМа заявляется формирование некоего "субэтноса" - русских мусульман.

Словом, было очевидно, что столь громогласные и несколько эпатажные заявления руководителей объединившихся организаций, в большинстве случаев даже еще не имеющих регистрации, и вряд ли очень многочисленных (число мусульман русского происхождения по всей стране, по данным самих руководителей НОРМа, чуть превышает две тысячи), преследуют одну великую и вечную цель - продемонстрировать себя.

Но оставим в стороне вопрос о гипертрофированном человеческом "эго", или "нафсе", как подобное явление именуется в исламской традиции. Попробуем только показать, что взятая на вооружение "русскими мусульманами" идея о жесткой привязке исповедания ислама и молитвенного общения к этничности, причем именно в понимании биологического происхождения, неперспективна и внутренне противоречива. И хотя инициаторы "русско-мусульманского" объединения утверждают, что членом их организации может быть любой, кто ощущает себя русским, пассажи о том, что обратившимся к ним еврею или мордвину будет предложено создать свою национальную организацию, однозначно свидетельствуют об обратном...

Смею утверждать, что еврей или мордвин, живущие в нашей стране, говорящие и думающие на русском языке, в духовно-культурном смысле полностью ощущают себя русскими. Кроме того, некоторые иные, имеющиеся в распоряжении сведения, дают основание полагать, что ставка организаторов НОРМа делается именно на русскость "по крови".

Авраамическая единобожная традиция, по определению, предполагает выход духовности из узкоэтнических рамок. Пророк Ибрагим (Авраам) перестал чтить многочисленных "богов" своих предков и обратился ко Всевышнему – Единому для всех людей на земле. Известно новозаветное: во Христе "несть ни эллина, ни иудея...". И пророк Мохаммед в своей последней проповеди в Мекке провозгласил: "Все человечество произошло от Адама и Евы, и у араба нет преимущества перед неарабом, и у неараба перед арабом, у чернокожего перед белым, ни у белого перед чернокожим, кроме как в благочестии и добрых делах. Помните, что любой мусульманин брат другому мусульманину, и все правоверные составляют единую общину".

По мнению многих авторитетных богословов, согласно принципам ислама, основными предпосылками для объединения людей являются их интеллектуальная и идейная общность, а вовсе не этническое происхождение. Могут возразить, что в действующих мечетях существуют группы и по национальному признаку. Да, это есть. Но надо помнить, что для мусульман мечеть место не только молитвы, но и общения, и в иноэтничном окружении такое общение обретает форму своего рода землячеств. Молитвы же и изучение религии никогда не осуществляется по национальному признаку. И вообще, не нужно быть высоколобым религиоведом, чтобы понять, что ставка на этничность может серьезно и негативно повлиять на духовное единение – один из основополагающих принципов авраамического единобожия.

"Русские мусульмане" скромно замахнулись на создание субэтноса – исповедующих ислам славянороссов. Увы, но такое дело не по силам даже такой, претендующей на авторитетность организации, как НОРМ. Это - прерогатива истории. Только в результате объективных исторических процессов, и по прошествии нескольких поколений может сложиться такой "субэтнос". Еще, к слову, можно вспомнить бывшую Югославию. Там славяне-мусульмане определяют свою этническую специфику по культурно-географическому ареалу, в котором они проживают (босняки, подгоряне в Черногории и т. д.), а отнюдь не по религиозной принадлежности. Попытка режима Тито в свое время внедрить некую химеру "муслимане" (мусульмане в смысле национальности) оказалась, в конце концов, неудачной.

Отметим и возможные "подводные камни" жесткой привязки принадлежности к исламу и русскости. Пусть на уровне только подсознания, генетической памяти, но такой "русско-мусульманин" будет вынужден обращаться к культурному наследию, одним из образующих факторов которого, в силу исторической объективности, является византийское православие, традиции которого во многом противоречат принципам ислама.

Не знаю, какими могут быть социокультурные последствия такого симбиоза, но, как говорят компетентные специалисты-медики, такая двойственность вполне может привести к раздвоенности, и через это - к неврозу... Наконец, консолидация одних российских мусульман по сугубо этническому признаку, не приведет ли к подобным процессам среди мусульман других национальностей, за которыми - распад и без того не очень монолитной российской уммы?

И не хотелось в этом контексте сбрасывать со счетов реплику, брошенную одним из выступающих на пресс-конференции: "Мы будем стремиться к возвращению к чистому исламу времен Пророка". Уместно напомнить, что в реальной истории этой религии стремление к первозданной чистоте вылилось в так называемый салафизм и арабизацию ислама, одной из производных которой стал пресловутый ваххабизм...

Представляется, что "русско-мусульманский проект" в том виде, как его представили лидеры НОРМа, имеет весьма виртуальные перспективы в силу серьезной уязвимости положенной в его основу идеи. В случае же его реализации позитивные последствия весьма сомнительны.

Иван Нелюбов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования