Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Не опускается тьма": сумерки понтификата


Закончившийся только что визит Папы Римского Иоанна Павла II на свою историческую родину в Польшу прошел, несмотря на огромное стечение народа и национальный подъем, довольно сентиментально и мирно. Этот визит был окрашен в тихие ностальгические тона: папа посетил монастырь, где он молился после смерти матери, благословил могилы родителей, наконец, просто посетил Краков, с которым у него так много связано в жизни.

И хотя в Польше ввели по случаю визита земляка-понтифика "сухой закон", поляки заливались слезами, понимая, что Папа мыслит этот свой визит последним. Папа сказал об этом и сам, прощаясь с краковчанами. Визиту предшествовала настоящая дуэль в СМИ по поводу ухода Папы в отставку. Папа в отставку не ушел и не отправился жить в отдаленный польский монастырь, как прочили ему журналисты, а благополучно возвратился в Ватикан. Сенсации не получилось, а у Папы был-таки некоторый шанс эффектно закончить понтификат.

Что же остается в памяти людей, вспоминающих его обстоятельства: борьба с коммунизмом, покушение Агджи, бесконечные визиты с непременным "папамобилем", "педофильский" скандал и покаяние. По поводу покаяния написано много и сурово. Православная общественность вообще не поняла смысла этих деяний Папы. Покаяние за инквизицию, за антисемитизм, просьбы о прощении перед мусульманами – все это было бы уместно в личной исповеди, пусть даже и публичной. Но покаяние "за всю Церковь" - такого еще не видывали. Апогеем радикализма стало заявление американских епископов, фактически отменивших необходимость проповеди Христа иудеям. Такой модернистский всплеск стал возможен только после заявления о грядущей отставке главного охранителя ватиканской догмы - непреклонного кардинала Йозефа Ратцингера.

Догматические взгляды самого Иоанна Павла II описать довольно сложно. Папа является умеренным сторонником Второго Ватиканского Собора, но сказать больше - значит погрешить против истины. Папа не является модернистом по своим убеждениям, но художественный и литургический вкус его обличает в нем некоторое нечувствие к традиционному западному церковному искусству. Именно поэтому Папа не стал "своим" для многих консервативных католиков.

Надо, впрочем, сказать, что экуменистом искренним и убежденным, вроде митр. Ленинградского Никодима (Ротова) Иоанн Павел никогда не был, он – католический традиционалист и выступает, прежде всего, за сохранение исторических традиций католичества.

Последние 15 лет "польского" понтификата отмечены большой внешней активностью Папы при растущем запущении внутренних дел католической Церкви. "Педофильский" скандал – лишь симптом. На сильную и ответственную Церковь, сплоченную внутренне и внешне, атака журналистов не произвела бы такого разрушительного действия, как на ослабленную модернистской толерантностью, когда жизнь священников ничем не отличается от жизни мирян (их освободили от большинства молитвословий, постов, чтения "Бревиария" и молитв по розарию), раздираемую спорами и разногласиями. Как на больного зверя на Католическую Церковь ринулись волки-журналисты.

Трагедия понтификата Иоанна Павла II – во внутреннем противоречии между консервативными симпатиями самого Папы и неспособностью его как-либо противостоять упадку католичества. Неслучайно в Польше Папа заговорил о "тайне беззакония".

Он искренне надеялся встретиться с Патриархом Московским Алексием II и попросить прощения у русских православных, но этого не произошло, изменилась российская политическая конъюнктура. "Два Вторых" не сошлись, хотя у Папы был готов дар к этой встрече – Иверская икона Божией Матери, пропавшая из России в годы большевизма. Открытие российских католических епархий не было "ударом в спину" братьям-православным. Просто политика этого понтификата строилась на балансе: заключаем Баламандское соглашение, но не отказываемся от греко-католиков (униатов), встречаемся с представителями ОВЦС МП, но поддерживаем и заявления о "схизматиках".

Понтификат подходит к концу. Он начинался ярко и был исполнен надежд. Конец его отмечен стагнацией и удушливой атмосферой ветхости и инертности. Исторические возможности, на которые уповали сторонники диалога католичества и православия, были упущены. Сумерки все еще сгущаются, а "ночь не падает".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования