Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Государственный арбитраж над религией в Евросоюзе. О чем говорит отлучение Стеена Риберса от Лютеранской Церкви Дании, подтвержденное датским судом?


Вряд кто-либо сегодня будет спорить, что такая мера, как отлучение от Церкви, – вещь достаточно редкая. Если взять, например, РПЦ МП, то среди лиц, в отношении которых в обозримом прошлом она провозглашала анафемы (в феврале 1997 г.), вспоминаются бывший благочинный Ногинского благочиния Московской епархии РПЦ МП Адриан Старина и известный диссидент Глеб Якунин.

Тремя годами ранее в этой же группе оказались почитатели Рерихов и апологеты "Живой этики". Этот плод теологической ассенизации диакона Андрея Кураева не забудут ни его друзья, ни его недруги.

В начале XX века среди анафематствованных на ум в первую очередь приходит Лев Николаевич Толстой, да еще большевики вспоминаются. Очевидно, что в современном Православии анафема – не частое явление. Казалось бы, практически маловероятным это "антитаинство" должно быть в протестантском либеральном христианстве, признающем то женское священство, то однополые браки...

Поэтому отлучение от Лютеранской Церкви Дании Стеена Риберса, который открыто заявлял о своей вере в переселение душ, звучит как явный диссонанс, нарушающий процесс "сглаживания углов" между христианством и гуманистической системой координат секулярного мира. Собственно Лютеранская Церковь Дании, вынося такой приговор, как сообщило "Благовест-инфо", напомнила секулярному социуму, что она не просто культурное сообщество, а община верующих людей. Именно так прокомментировал лютеранскую анафему епископ Эрик Норман Свендсен.

Нужно сказать, что среди христиан тех, кто верит в реинкарнацию, не так уж и мало. Причем эта вера – далеко не самое крайнее выражение религиозной эклектики и синкретизма или проявления того, что иеромонах Серафим (Роуз) назвал "Религией будущего". Куда более красноречивы случаи сочетания священнического сана и какой-нибудь восточной инициации в одном лице – своего рода "жреческий экуменизм" или "интеррелигиозное священство".

В этой связи показателен пример бывшего католического священника из Италии Марио Маццолени, отлученного от Церкви после красноречивых заявлений об "идентичности учения" популярного индуистского гуру-бога Сатья Саи Бабы и Иисуса Христа.

Не желая признавать своего отлучения от Католической Церкви, Маццолени продолжает состоять в Организации Сатья Саи Бабы (ОССБ), проповедовать соответствующий культ, подчеркивая при этом свое "истинное священство" и верность "матери-церкви", которая в конце концов должна "прозреть" и увидеть в Саи Бабе "бога-отца" (см. книгу Марио Маццолени "Священник и Аватар" ( СПб., 1999), переведенную на девять европейских языков).

Другой пример – монах Римско-Католической Церкви некий брат Элред, который с 1985 года является вдобавок инициированным последователем вайшнавизма по имени Чайтанья дас, продолжая руководить центром психологической помощи в г. Армидейле (Австралия). Перу Элреда принадлежит работа "Прабхупада об Иисусе Христе". В отличие от Марио Маццолени, о каких-либо прещениях в адрес монаха Элреда со стороны Католической Церкви не слышно.

Что касается России, то известно, что среди православных нашей страны найдется немало крещеных, верящих в переселение душ, "практикующих" в соответствии со своими убеждениями... Совмещение с православием не только веры в реинкарнацию, но и молитвы в храмах и молитвенных домах разных конфессий в России сегодня не редкость. Не потому ли, например, российские центры Саи Бабы сегодня нередко оформлены с использованием православных икон и их репродукций, а русскоязычный сайт ОССБ указывает на Храм Христа Спасителя как на свое подразделение с соответствующей гиперссылкой?

Понятно, что среди "практикующих" православных сегодня в России никто не афиширует свой эклектизм и пока не пишет работы, скажем, на тему "Махариши Махеш Йоги о Православии в России", предлагая узаконить "религиозное совместительство". Однако расстаться с "удобными теориями", которые накладываются в процессе духовных исканий у "крещеных авансом", бывает не просто. Поэтому вероисповедный почин западных христиан может оказаться актуален не только для них самих.

В недавней истории с отлучением Стеена Риберса заслуживает внимания сам факт решения сугубо церковного вопроса через светский суд, да и наличия как такового Министерства церковных дел, ведающего делами Лютеранской Церкви Дании. Что может значить такое явление в стране – члене Евросоюза? "Воцерковленность" датского государства или государственную зависимость Лютеранской Церкви Дании? А может быть, это триумф религиоведения, сумевшего обеспечить непредвзятый государственный арбитраж над религией? Не исключено также, что принцип: "Huius regio - eius religio" ("Чья власть – того и вера") в жизни отдельных европейских стран может быть чем-то большим, чем страницей истории.

На фоне католического церковного суда, отлучающего от Церкви лишь тех, кто совмещает поликонфессиональность со священным саном, отлучение Стеена Риберса выглядит беспрецедентно жесткой мерой, свидетельствующей, что протестантизм, по крайней мере, лютеранство, совсем не так либерален, каким его привыкли воспринимать восточные христиане. По всей видимости, такие меры в глобализующемся мире будут в ходу. Иначе сохранить свою идентичность среди "ассимилирующих религий" христианство просто не сможет.

Борис Кнорре, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования