Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Нет Далай-ламы - нет проблемы


Визит XIV Далай-Ламы в Россию, скорее всего, не состоится. МИД РФ отказал тибетскому духовному лидеру во въездной визе. Скорее всего, это решение не найдёт понимания в обществе. Хотя практикующих буддистов в нашей стране не так уж много, но при этом буддизм как таковой пользуется немалым уважением: в отличие от страшных исламистов или подозрительных католиков, буддисты имеют превосходную репутацию – ни с кем не воюют, никуда особенно не лезут, никому не навязываются, учат интересному, а главное - совершенно не понимают, что такое "джихад" или "каноническая территория". Так что посмотреть на нобелевского лауреата дружащего с Ричардом Гиром собиралось немалое количество народа. Власти же непонятно почему набычились, и лишили публику этого удовольствия – причём без объяснения причин.

Тем не менее, причины к тому имеются, и весьма веские. Дело в том, что Далай-Лама не просто милый чудак, и Нобелевку ему дали не только и не столько за абстрактную проповедь милосердия. В сложных политических раскладах на юго-востоке нашего континента Далай-Лама играет далеко не последнюю роль. Более того: не исключена вероятность такого развития событий, при которой эта роль может стать прямо-таки ключевой.

История отношений Китая и Тибета никогда не была ровной. Если их сравнивать чем-то привычным, то эти отношения слегка смахивают на российско-польскую интригу, где Тибет играет роль "Польши" - задиристого "западного" государства, то нападающего на восточную империю (в средневековье Тибет был сильной военной державой), то, наоборот, завоёвываемого последним, но при этом не интегрируемого в имперскую структуру до конца.

При этом, в обоих случаях немалую роль играет ещё и религиозный аспект: Китай (если говорить коротко) – языческая империя, Тибет же является мировым центром "северного буддизма". Далай-Лама, соответственно, является прежде всего духовным лидером страны – то есть чем-то вроде римского папы. Считается, что Далай-Лама только один: все Далай-Ламы, по тибетским воззрениям, являются "перерожденцами" (аватарами) одной и той же души. Каждого нового Далай-Ламу не назначают, а отыскивают (среди рождённых в определённое время детей) по определённым признакам, известным только ламам, после чего забирают из семьи и воспитывают должным образом. На протяжении многих столетий эта система, при всей её экзотичности, работала весьма успешно: тибетская система власти была одной из самых устойчивых в мире. Платой за такую устойчивость оказалась стагнация. Соседний же Китай, пережив немало политических потрясений, развивался, а всё развивающееся время от времени испытывает тягу к расширению пределов. Кончилось это плохо: в один далеко не прекрасный момент Китай, к тому моменту ставшей коммунистическим, попросту слопал "страну снегов". При этом известная коммунистическая манера бороться с "религиозными предрассудками" (какими бы то ни было) обернулась репрессиями в адрес тибетских буддистов.

Мировое сообщество отнеслось к этому факту примерно так же, как некогда оно относилось к Польше в составе России: признавая сам факт китайского суверенитета, оно искренне радуется малейшим неприятностям китайцев. Отчасти это связано с гуманитарными соображениями, но надо принимать во внимание и геополитику: если что и помешает медленному, но верному возвышению Китая (твёрдо намеренного стать гипердержавой XXI века), так это сепаратизм. От этого, как известно, и не такие монстры падали не добежав до финишной ленточки. Так что "тибетская бомба" может и понадобиться.

Что касается Далай-Ламы, то он уже давно (более сорока лет) играет роль главы тибетского "правительства в изгнании" де-факто. Сам Далай-Лама бежал из страны в 1959 году после неудачного антикитайского мятежа. Убежище ему охотно предоставила Индия. Но Далай-Лама, разумеется, не является жителем одной страны: настоящий космополит, гражданин мира, он большую часть времени проводит в разъездах по всему миру и активно занимается политической деятельностью. Главной его задачей, судя по всему, является держать в напряжении официальный Пекин: на любом сколько-нибудь представительном международном сборище, где можно хоть как-то поднять или затронуть "тибетский вопрос", Далай-Лама тут как тут.

При этом было бы большой ошибкой думать, что Далай-Лама (подобно иным духовным лидерам типа покойного аятоллы Хомейни) - мракобес и фанатик, живущий прошлым. Всё строго наоборот: этот умный и энергичный человек известен своей приверженностью к демократическим ценностям, и полным принятием всех достижений западной цивилизации. Его политические симпатии можно охарактеризовать как романтический социал-демократизм – нечто среднее между воззрениями Ганди и Горбачёва (с примесью "зелёной" экологистской риторики). В частности, Далай-Лама неоднократно заявлял, что в случае серьёзных политических перемен в Тибете он будет последовательно выступать за построение современного светского государства, в котором будут соблюдаться права человека.

Понятно, что всё это очень не нравится китайским властям. Их личная борьба с Далай-Ламой дошла до того, что они попытались лишить его сана, назначив на его место другого (так что существует "Далай-Лама по китайской версии"). Разумеется, Далай-Лама не остался в долгу, пригрозив, что в следующий раз переродится в какой-нибудь западной стране – скорее всего, в Европе. Это не является невозможным: тибетский буддизм уже давно проник в пределы европейского континента, многие европейцы его приняли. Появление Далай-Ламы из европейцев может открыть новую страницу в истории этой древней религии, уже не раз менявшей "основное место прописки"…

Впрочем, это уже иная тема. Как бы то ни было, появление Далай-Ламы в любой стране обычно означает одно: раздражение китайских властей. В советское время, когда отношения с Китаем были скверными, советские власти позволяли Далай-Ламе посещать буддистские регионы страны – именно для того, чтобы хоть как-нибудь позлить официальный Пекин. Сейчас, однако, отношения с Китаем резко улучшились – а потому с поездками в Россию у Далай-Ламы возникли трудности.

При этом заведомо известно, что в случае появления в России он не будет соблюдать никакого политеса. Например, в свой недавный визит в Хорватию он прямо заявил, что Китай обязан стать "демократическим государством" и убраться из Тибета. В результате чего хорватское правительство почло за лучшее отказаться от встречи с духовным лидером тибетского народа – видимо, реакция китайского посольства была очень резкой.

Российские власти, судя по всему, не желают попадать в подобное глупое положение, а потому не очень-то хотят пускать в российские пределы нобелевского лауреата и борца за мир. Нет Далай-Ламы – нет проблемы.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования