Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

По Пасхальным посланиям узнаете их… Послания глав Православных Церквей как индикатор литургического переживания Светлого Христова Воскресения


Самым эксклюзивным вкраплением в привычное по стилю "Послание Патриарха Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви" на этот раз оказалось обращение к членам Русской Православной Церкви заграницей под омофором Митрополита Лавра (РПЦЗ(Л). Как будто бы учтя критические замечания СМИ по поводу последнего Рождественского послания Алексия II о том, что в нем ничего не было сказано о примирении с РПЦЗ(Л), нынешнее Послание главы РПЦ МП не просто затронуло этот вопрос, но и взяло на вооружение саму риторику РПЦЗ(Л). Ведь обращение к "Преосвященным архипастырям, боголюбивым священнослужителям, монашествующим и мирянам в отечестве и в рассеянии сущим", являлось – в последней своей части - традиционной риторической фигурой официальных документов РПЦЗ(Л) на протяжении многих лет. В адрес РПЦЗ(Л) Патриарх также обратился отдельно, напомнив о взаимном стремлении "к восстановлению общения и единства".

С непривычной настойчивостью зазвучали в патриаршем Послании слова о социальной справедливости. Это были призывы обратиться к "делам добра и милосердия", "исполнять наш христианский долг служения ближним", не только "делиться друг с другом светом и теплом нынешнего торжества", но и согреть "тех, кто сегодня страдает от бедности, болезней, войн, преступлений". Подобное обращение к социально-этической стороне христианского учения не должно было бы показаться чем-то удивительным, если бы не являлось "пикантной темой" в контексте взаимоотношений Церкви с государством, да еще если бы такие призывы звучали в устах иерархов Православной Церкви постоянно. В этой связи, в особенности, вспоминается Архиерейский Собор РПЦ МП 1997 года, когда голос, который Церковь подала в защиту обездоленных, получил в России широкий общественный резонанс.

Пожалуй, сегодня социальный вопрос - это то, что стоит перед РПЦ МП на повестке дня не в меньшей степени, чем сближение с РПЦЗ(Л). Не так легко удержаться в положении "государственной Церкви", когда социальное расслоение в государстве не уменьшается, а "практикующие православные" не представляют собой лишь исключительно политическую или финансовую элиту страны. Шишки за нестроения в государстве могут посыпаться на головы тех, кто с этим государством теснее всего сотрудничает.

Представляется, что настал тот момент, когда часть населения страны начинает требовать именно от Церкви некоей социальной компенсации за "беспредел", продолжающий оставаться реальностью российской жизни. Именно так можно понять появление фильмов-сериалов "нового типа", в которых монастыри предстают в роли интернатов и домов призрения. Не опережают ли подобные фильмы реальность? Трудно сказать - во всяком случае, подобная медийная пропаганда направлена на то, чтобы подтолкнуть Церковь к более активному решению социальных проблем.

Нужно сказать, что в своем Послании не забыл первоиерарх РПЦ МП и про православную культуру, призвав свою паству учить детей "и воспитывать их на примерах святых угодников Божиих, во множестве просиявших в отечестве нашем". Очевидно, что не всуе постарались православные иерархи, педагоги и общественные деятели, предлагая министерству образования ввести жития святых в качестве факультатива в общеобразовательные школы. Причем и здесь снова звучит мотив сближения с РПЦЗ(Л) - в словах о молитвах, по которым много раз отступали от России "беды и разделения".

А в призыве Патриарха созидать лучшую жизнь с людьми "других исповеданий и убеждений" можно усмотреть и новый миссийный дискурс - императив проповеди инославным вместо обскурантистского противодействия им. Кришнаиты и католики, да и протестанты, могут здесь узреть радостный посул для себя. Вроде бы странный подбор, но именно эти конфессии в последнее время продолжают выяснять свои отношения с российским православием.

Нужно сказать, что в высших эшелонах церковной власти, в свою очередь, уже осознается перспектива постройки православного храма в Индии. В этой связи стоит упомянуть, что, когда на прошедшем на днях семинаре по индуизму в Московском Центре Карнеги зашел разговор о споре вокруг постройки ведического центра в Москве, то религиовед Сергей Иваненко отметил, что для православия одним из положительных итогов этого спора будет постройка православного храма в Индии.

Говоря об автономных Церквах в подчинении Московского патриархата, стоит отметить Послание предстоятеля УПЦ МП митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Он вообще воздержался от каких-либо намеков на политические и межконфессиональные проблемы на Украине. Для украинского митрополита это, наверное, самый выигрышный ход. Ведь, действительно, Светлое Христово Воскресение выше всяческих частных межконфессиональных дрязг, которые на земле до конца все равно невозможно разрешить. Для того, кто погружен в литургическое переживание праздника, вспоминать о дележе какой-то там "канонической территории" просто неуместно.

Если говорить о пасхальных посланиях глав других православных юрисдикций, то обращает на себя внимание Слово главы Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) Митрополита Валентина (Русанцова). Оно, как и в прошлые годы, наиболее аналитично, обращено не столько к эмоциям, сколько к рацио, но на этот раз автор не акцентирует церковные проблемы, а лишь предостерегает против поверхностного отношения к Пасхальной тайне.

А вот Пасхальное послание епископа Славянского и Южно-Российского Виктора, управляющего приходами РПЦЗ(В) в Европейской части России – то есть приходами, находящимися в юрисдикции Митрополита Виталия (Устинова), воспринимается несколько неоднозначно. Создается впечатление, что автор заявляет претензии на свою исключительную "российскость", не замечая вокруг себя других - ни российских, ни зарубежных Церквей. С одной стоны, в этом послании говорится о возрождающемся яко феникс нашем отечестве "из пепла", о том, что Церковь и Отчизна наша начали воскресать, но при этом создается впечатление, что пасхальная радость не главное – не столь значимое дело, как борьба с "расколами": "суздальским, лавровским, лазаревским". Получается нечто вроде "никто нас не заставит забыть "иуд-отступников", даже Пасха".

Из слов епископа Виктора мы с удивлением узнаем, что для "витальевцев" это "первая Пасха по восстании Церкви из полной разрухи, принесенной расколами", и о том, что недалек тот день, когда можно будет сказать, что "воскресла наша Отчизна!" Однако под "воскресением Отчизны" подразумевается восстановление православной монархии. Кандидатура будущего монарха, который поможет "жить свободно в Отечестве без гнета разлагающих и порабощающих наносных сил", однако, не называется…

Таким образом, на основе Пасхальных посланий можно судить о том, насколько и в каком контексте в тех или иных юрисдикциях ощутимо литургическое переживание Светлого Христова Воскресения.

Борис Кнорре, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования