Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Как не расплескать наступающий праздник? "Праздничное настроение" у христиан - и не настроение вовсе, а состояние души


Вся Россия готовится праздновать Пасху. Праздновать — это поесть всякой вкусной еды, в том числе, ритуальной — вроде крашеных яиц и куличей, — сходить в гости, пообщаться с друзьями… По всей стране будет ощущение весеннего праздника. Но оно будет только один день, воскресенье. Уже на следующий день начнутся будни.

В каком противоречии эти будни окажутся с церковным календарем! Ведь по церковному календарю — первый и самый праздничный день праздника продолжается целую неделю. Именно так: один день — целую неделю, которая поэтому называется Светлой седмицей. А потом сам праздник Пасхи будет продолжаться еще 40 дней, до дня его "отдания", то есть завершения. Но, по сути дела, праздничный пасхальный период — это даже не 40 дней, а 50: до праздника Троицы включительно. Получается, что христиане празднуют 50 дней и особенно торжественно — первую неделю, которая вся, как один день.

Как же это возможно? Неужели христианам не надо ходить на работу? Неужели у них не приключается в эти дни всяких житейских хлопот? Неужели, в конце концов, у них в эти дни никто не умирает? — На все эти вопросы ответы очевидны, и не только в нашу эпоху, но и в любой период истории: у христиан, как и у прочих людей, в эти дни есть все обычные человеческие заботы: они ходят на работу, занимаются хлопотами по дому, хоронят близких… Но при этом еще и празднуют.

Христиане делают то, что в миру кажется несовместимым с праздничным настроением, но при этом празднуют не один только весенний день, когда "празднует вся страна", а все семь дней и сорок дней и пятьдесят.

А причина этого только в одном: у христиан "праздничное настроение" не зависит от настроения — потому что это и не настроение вовсе. Это состояние души.

Для выработки такого состояния души христианам дается специальная тренировка — пост. Кто не постился, тот никогда не поймет даже отдаленно, что такое христианский праздник вообще и, тем более, что такое Праздников Праздник и Торжество из Торжеств — Пасха Христова.

Пост — это такое время, когда христиан, как и во всякое другое время, не покидают житейские заботы и скорби. Но пост помогает — и воздержанием в пище и удовольствиях, и церковным богослужением — сосредоточиться на чем-то более глубоком, чем эти заботы и скорби. Он помогает — не "дышать глубже", а "жить глубже". Глубже — своих собственных настроений, своих собственных забот и скорбей.

Заботы и скорби от этого никуда не деваются, внимание им — необходимое — также не перестает уделяться, но за ними, глубже их открывается нечто более важное: та внутренняя глубина, с которой человек понемногу приучается обращаться к Богу.

На той самой глубине христианин встречает и наступающий праздник. Потому для его празднования не так опасны те бури житейские, которым христианин может подвергнуться в праздничные дни. Даже наоборот: с празднованием в душе эти бури гораздо легче преодолеть.

Поэтому пока еще не наступило Светлое Воскресение Христово, сосредоточимся на сегодняшнем дне — главном дне Великого Поста, Страстной Пятнице, когда совершается воспоминание спасительных страданий Господних. Пост в этот день особенно строгий: по возможности, надо вообще ничего не есть.

В миру за пару дней до праздника — предвкушение праздника. У христиан — тоже предвкушение, но другое: такое, которое внешне выглядит не как предвкушение, а как совершеннейшее невкушение. Великая Пятница — день, когда мы, стоя перед Крестом Спасителя, можем особенно свободно сосредоточиться на главном, на "едином на потребу", на деле спасения нашего, — а лучше сказать — на Самом Христе Боге.

Тогда и пасхальной нашей радости "никтоже возмет от нас", то есть никто и ничто нас не лишит — ни скорби житейские, ни еще более опасный враг — наша собственная тяга к неумеренным веселью и удовольствиям.

Предстанем мысленно перед Крестом в пятницу, чтобы стяжать тишину Великой Субботы и в этой тишине услышать пасхальной ночью "Христос воскресе!"

Иеромонах Григорий, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования