Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Пасха не для села, а для "хороших" людей. «Бытописательские» заметки


Традиционными медийными "формами выражениями" российской пасхалии, как правило, являются сообщения о куличах, в испечении которых уже давно соревнуются разные пекарни, о кладбищах, на которые приходят в пасхальные дни навестить умерших заявленные РПЦ МП в качестве своей паствы 80 % россиян, и о самих богослужениях – о том, как они проходят в "статусных" храмах российского государства.

Да и само государство в этот период становится будто бы православным… В столице развешиваются растяжки над улицами "Христос Воскресе!", другие города тоже становятся "пасхальными". В селах, однако, пасхальный дух чувствуется меньше – больше забот у редеющих с годами сельских тружеников, вынужденных на Страстной, да и на Светлой седмицах пахать землю для того, чтобы городские могли не только свою "пасхальность" демонстрировать, но и в Рождество не голодать… Однако и в глубинке что-то пасхальное нет-нет, да промелькнет в воздухе.

В нынешнем году российские СМИ активнее заговорили о "Чистом Четверге". "Вести" передали, что "христиане всего мира отмечают Великий Четверг, начиная с которого в течение трех дней все церковные службы будут посвящены воспоминаниям земных страданий Иисуса Христа". Видно, не зря Мел Гибсон старался. Можно все-таки христианство и через кинематограф проповедовать.

Действительно, в последние годы Пасха оказывается не "одинока" в своей популярности. По крайней мере, у "практикующих православных" (не у тех 80 %, которые поминались выше) стало традицией посещать и подготовительные богослужения перед Пасхой. Участие в Страстном цикле, начиная с Четверга, оказалось своего рода критерием – православный ты или нет. Понятно, что на протяжении всего года трудно устав выполнить – так хотя бы перед Светлым Воскресением. Если уж у кого и здесь богослужение остается на втором месте, то у такого человека волей-неволей возникает серьезное сомнение в собственной православности.

Вспоминая пресловутую глубинку, снова обнаружится разительный контраст. Там тоже "Чистый Четверг" чтут, но по-своему – в "земельно-пахотном контексте", что свидетельствует о том, насколько сильно на Руси язычество, для которого не нужны никакие институциональные формы. Известно, что на северо-востоке Тверской области, для профилактики против прожорливых кротов, например, в "Чистый Четверг" рачительные хозяева на метле вокруг огорода трижды скачут, приговаривая заклинания. Интересно, что кроты в таком случае действительно свеклу летом не едят…

Сравнивая нынешнюю "пасхальную ситуацию" с концом 80-х – началом 90-х годов, можно заметить следующие сдвиги. Помнится, как народ тогдашний, "открывая" для себя православие, приветствовал друг друга – незнакомых, но примелькавшихся во время службы людей. Такое случалось и в метро, и при выходе из храмов – люди говорили: "Ну, давайте, будем как в Америке – Христос Воскресе!" Так открытое гражданское празднование Пасхи ассоциировалось с некими реалиями заморской жизни. Православие в те времена тоже как своего рода импорт воспринималось, а вернее – как репатриант. Репатриирована была и Пасха, и обычаи ее празднования.

Тем не менее, родились в советской России и свои, аутентичные, формы пасхальных торжеств. Во-первых, это интеллигентский обычай отмечать в пасхальную ночь свою приверженность "запрещенной вере", расходясь через час после крестного хода из храмов на застолья. Во-вторых, в приходских храмах при разговении почему то на столе оказывалась водка – после Великого Поста это все равно, что "молотком по голове". Но вот сегодня появилось на некоторых приходах интересное новшество – праздничную трапезу устраивать не сразу после ночной службы, а вечером, после пасхальной вечерни. А ночью семьи, у кого есть авто, разъезжаются по домам и разговляются индивидуально. Не всем это нравится, в особенности, тем, у кого собственных машин нет, но что поделаешь, - это экономно.

Посты, да и вообще многие "идеальные" и "желательные" на приходах традиции, – в последние годы не всем по карману. Да и "проблемные прихожане" не всем нужны. Получается, что "по-настоящему" Пасху праздновать, да потом действительно не работать все Светлую седмицу, могут только те, кто обеспечен, кто соответствует определенному имущественному цензу, позволяющему благочестиво изречь: "Работа – не волк, в лес не убежит"... Невольно вспоминаются слова известного гуру Ошо Раджниша: "Чтобы бедный смог стать духовным человеком? Это выдумки!"…

Однако никакая бедность не мешает современному россиянину совершать обычай, который в среде церковных ревнителей называется "Пожроша жертву мертвым". Речь идет о практике приношения еды на могилы. Однажды, когда у автора данных строк рассыпался "гумопомощный" рис, который раздавала администрация Московской патриархии своим сотрудникам, то оказавшаяся по близости уборщица дала совет сходить на могилу родственников и этот рис им отсыпать. Такие обычаи, наверное, всех путиных и фрадковых переживут...

Антон Виноградский, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования