Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

У них есть Махди, а у вас его нет. Американское вторжение в Ирак пробудило к жизни древнюю шиитскую религиозную идеологию


Американское вторжение в Ирак видимо пробудило в этом историческом регионе, колыбели цивилизации, одном из центров исламской культуры, те силы, которые до того были покрыты сероватым сухим пеплом полумодернизированной восточной цивилизации. Утратив сковывающую силу и общего врага, жизнь иракских мусульман забродила, ища новые выходы, о возможности которых американская политика при планировании вторжения в Ирак, похоже, даже не задумывалась. Если сопротивление в суннитском Ираке поддается еще какому-то логическому объяснению - суннитской национальной враждой против оккупантов, то на шиитском юге вторжение и воцарение политического хаоса в стране воззвало в итоге к весьма древним и могучим исламским идеям, с которыми уже не раз и не два приходилось сталкиваться европейским колонизаторам, вторгавшимся в ареал мусульманской и особенно шиитской культуры.

Речь, прежде всего, конечно, об идеях махдизма, древнем исламском учении о своеобразном мессии, последнем пророке, "скрытом имаме" шиизма, который придет в конце времен для того, чтобы установить чистоту ислама и справедливость на земле. Со столкновением с идеями махдизма связан был один из самых драматических эпизодов в истории английского колониализма — восстание в Судане под руководством самопровозглашенного Махди. Повстанцы разгромили английские колониальные войска, в сражении погиб генерал Гордон, ставший для англичан героем, и лишь через полтора десятилетия англичанам при помощи сверхусилий удалось установить контроль над Суданом. Для разгрома повстанцев в битве при Омдурмане в 1898 году английскому главнокомандующему Китчнеру понадобилось применить новейшее оружие – пулеметы системы "Максим". Именно после этой победы родились знаменитые хвастливые стихи Киплинга: "На любой ваш вопрос дадим мы ответ: У нас есть "максим", а у вас его нет!".

Сегодня ситуация сложилась немного иная. "Максим" есть у всех. Как и любое другое оружие, позволяющее туземцам убить достаточное количество "белых людей", чтобы белым это очень не понравилось. Конечно, у них нет ни высокоточного оружия, ни ударных вертолетов, но вот ракеты, которыми эти вертолеты сбивать – обычно есть. "Туземцы" может быть и не смогут выиграть войну против всей американской армии, но заставят с собой изрядно помучиться. Тем более, что они могут теперь достойно ответить: "у нас есть Махди, а у вас его нет". При сопоставимом техническом уровне за американцами в Ираке не стоит никакой идеи. Причем чем дальше, тем меньше её хотя бы призрачных следов. А вот за иракскими шиитами, которые взяли на вооружение идеи махдизма и даже назвали свои вооруженные формирования армией Махди, такая идея есть. И это наличие идеи сразу же сказалось на качестве вооруженного сопротивления иракцев – за три дня боев американцы потеряли 50 солдат - в прежние месяцы, даже в период похода на Багдад, цифра совершенно немыслимая.

При этом, если предположить, что дальнейшая эскалация конфликта может привести к серьезному усилению иракского махдизма, то последствия этого для геополитической ситуации могут быть самые драматические. В отличие от высушенного и формалистичного, замешанного на чистой "кафирофобии" идеологии ваххабизма, исповедуемой радикальными исламистами сейчас, махдизм идея богатая и способная привлечь сочувствующих далеко за пределами исламского мира. По сути, махдизм без особого труда может быть трансформирован в полноценный "исламский антиглобализм". Вот как описывается время прихода Махди в одном из исламских произведений: "Во время прихода Махди люди будут пренебрегать молитвами и божественностью, дарованной им, легализовывать неправду, практиковать ростовщичество, принимать взятки, строить огромные здания, продавать религию для покорения этого низкого мира, нанимать идиотов, общаться с женщинами, разрушая семейные связи, повиноваться страсти, и рассматривать незначительными клятвы. Великодушие будет считаться слабостью, а беззаконие прославляться. Принцы будут развращены, а министры станут угнетателями, ученые будут предателями, а чтецы Корана порочными и злыми. Лже-свидетельства будут преподносится открыто, а аморальность провозгласится в полный голос.Священные книги будут непонятны, мечети в лицемерии, минареты вытянуты. Криминал будет прославляться, рамки битв будут заужены, сердца будут в разногласии, договора расторгнутыми", — чем не картина современного мира по-американски?

При этом освободитель Махди окажется не столько борцом за исламскую исключительность, сколько восстановителем ортодоксальной чистоты и моральной строгости Ислама, а с другой стороны – пророком для всех людей книги: "Он извлечёт Тору и другие Божественные книги из пещер, и будет судить среди верующих Торы согласно Торе, среди верующих Евангелия согласно Евангелию, среди верующих Корана, согласно Корану". Здесь намечается идеология сплочения "людей книги", представителей "авраамических религий" против "ритуалов периода невежества" и стоящей за ними Америки. Таким образом, махдизм вполне может вывести радикальный ислам из той идеологи антихристианства и антиудаизма, которая делает исламистов автоматическими врагами большей части цивилизованных наций. Именно Америка как "центр беззакония" может в этой идеологии стать главным врагом, в то время как представители традиционных религий зачисляться в союзники. Наконец, идеал высокой справедливости, утопический проект которого содержится в представлениях о Махдизме, может стать мощным мобилизующим фактором для исламских и некоторых неисламских народов.

Так что нельзя исключать, что, начав войну в Ираке и спровоцировав возникновение иракского махдизма, Америка пробудила исключительно опасного врага, по сравнению с которым Бин Ладен покажется мальчиком для битья…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования