Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Кришнаиты и иеговисты: такие разные судьбы «нетрадиционной» веры...


За последние годы в сознании российского обывателя сформировалось определенное представление об иерархии религий. На первом месте в этой иерархии стоит православие либо, по крайней мере, христианство с его основными тремя частями. На второй ступени - ислам, иудаизм, буддизм, индуизм – религии "четко этнические". На третьей – их более мелкие разновидности и ответвления: "что-то экзотическое" вроде сикхов, караимов, суфиев, различных синкретических или мистических культов, порой непонятных, но все-таки тяготеющих к традиционно-историческим религиозным институтам. А вот на позорное 4-е место попадают все "нетрадиционщики", не имеющие своего многовекового генеалогического древа. Если та или иная деноминация не успела "отметиться" хотя бы в эпоху позднего Средневековья, то она обречена доказывать, что она – "не верблюд".

Так в одной коробке оказываются муниты, юсмалиане, мормоны, саентологи, Свидетели Иеговы, кришнаиты... И те, и другие даже в светском религиоведении рассматриваются как-то сразу вместе. В России за этой категорией вер закреплен еще и политически неблагоприятный ярлык "импортных". В советское время их "неблагонадежность" вполне официально квалифицировалась как преступление, за которое представители "4-й категории" оказывались в ссылках. Так возникали очень интересные этноконфессиональные сообщества – например, в пос. Курджиново в Карачаево-Черкесии к началу перестройки оказались представители 18 конфессий, в том числе иеговисты и кришнаиты. До сих пор курджиновские вайшнавы приглашают иеговистов к себе на богослужения, и Свидетели тоже в долгу не остаются...

Однако, на самом деле, положение вайшнавов и Свидетелей Иеговы в современной России диаметрально разнится. Если для первых "вопросом жизни" является постройка масштабного ведического комплекса в центре столицы, то для последних – вынужденный уход в подполье и способы выживания в нелегальном положении.

Что это? Случайная нелепость, или это история расставляет религии на свои места? Очевидно, что жизненные пути "нетрадиционщиков" начинают расходиться, и некоторые из так называемых НРД (новых религиозных движений) оказываются "новее", а некоторые – "традиционнее".

Действительно, если сравнивать российских представителей Международного общества сознания Кришны (МОСК) и иеговистов на предмет их историко-культурного реноме, то разница между обеими конфессиями окажется куда более впечатляющей, чем между, скажем, правоверными иудеями и караимами, или индуизмом в целом и сикхами. Окажется, что нашу "4-ю категорию" (НРД, "нетрадиционные", "новодел") нужно делить еще на несколько страт, после чего светские власти, решающие кому "можно", а кому - "нельзя", совсем запутаются.

Итак, с чем же связан медленный, но верный дрейф кришнаитов в сторону благородного статуса "условно традиционной" конфессии? Распространенная точка зрения, состоящая в том, что последователи Прабхупады читают Бхагавадгиту только через призму комментариев ачарьи-основателя МОСК, оказывается устаревшей. Российские кришнаиты, стремясь реанимировать традиционные формы вайшнавского образа жизни, охотнее пользуются комментариями на Бхагавадгиту, сделанными Мадхвой - родоначальником одной из 4-х главных философских вайшнавских школ, жившим в XIII веке. В ходу у современных кришнаитов экзегетика таких гуру-проповедников, как Баладев, Вишванатх, философ Джива, живших в эпоху средневековья.

Да и "апокалиптика" адептов МОСК не идет в сравнение с апокалиптикой "Сторожевой башни". Не касаясь различия концепций циклического и линейного времени, отметим, что, если время наступления "Золотого века" и прихода Калки (мессии, призванного восстановить дхарму перед новым Золотым веком), согласно концепции современных кришнаитов, совпадает с пуранической традицией (то есть все это произойдет примерно через 430 000 лет), то Армаггедон "Свидетелей Иеговы" уже должен был наступить неоднократно в течение XX века.

Стоит отметить и специфический опыт жизни кришнаитов в российских деревнях – так сказать, их русской культурной адаптации. Ведь им удается уже в течение 10 лет ладить с местным населением дер. Богданово на границе Рязанской и Московской областей, в то время как "Свидетелям Иеговы" подобные успехи даются намного труднее. В частности, в Брейтовском районе Ярославской области и Каргопольском районе Архангельской население вымирающих деревень предпочло остаться "при своих", так и не поладив с "бруклинскими посланниками".

Прорвавшиеся в XX веке на Запад кришнаиты действительно зарекомендовали себя как часть движения контркультуры, сходная с психологией хиппи. Административные и кадровые изменения в западном кришнаизме также заставляли говорить о нем как о чем-то новоявленном. Но сегодня, как метко замечает религиовед Е. Балагушкин, МОСК в России все больше напоминает религию статуарного типа, встраивающуюся в российское гражданское общество на правах благонадежного компонента.

Борис Кнорре, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования