Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Для кого зарезервированы «молодежные места»? О религиозном меню «подрастающего поколения»


Не секрет, что практически любое религиозное сообщество заинтересовано, чтобы в его рядах были образованные и социально обеспеченные слои населения. Еще одной "желанной" категорией является молодежь. И здесь всем знакомые высказывания о "нашем будущем" переносятся на религиозную почву.

В увещевательных "обращениях к молодому человеку" нередко готовы объединиться религиозные лидеры, выступающие от имени христианства, ислама, иудаизма, буддизма. К тому же адресату обращаются "нетрадиционщики", провозглашающие "войну против наркомании", "нормы трезвенной жизни", "борьбу за нравственность" и т.п. Но что же, собственно, выбирает сам адресат? Ведь "религиозное меню" с каждым годом только увеличивается.

Даже если молодой человек унаследовал какую-нибудь религиозную традицию "семейным путем", то над религиозным выбором ему все равно предложит задуматься и школьный педагог, и сверстники, и кто-либо из "старших" на молодежной тусовке. Что-то из сегодняшнего "религиозного ассортимента" могут доставить "на дом", а что-то - предложить на улице.

В то же время ясно, что и для людей дискотечного возраста продолжают существовать своя субкультура с определенными возрастными ценностями и приоритетами. Для одних это рок, рэп, рэйв, разного рода тусовки, для вторых - спорт, для третьих - виртуальные игры и прочие entertainments, расширяющиеся по мере увеличения технических возможностей.

Может ли здесь найтись место Богу, религии – той сфере, которая, казалось бы, менее всего согласуется со всей указанной атрибутикой? Ведь религия, в одном из вариантов, должна либо усвоить элементы этой молодежной субкультуры: языка, стиля, пафоса и т.д, либо – в другом варианте, найти такую молодежь, которая с этой субкультурой не связана или хочет с ней расстаться.

Учитывая сегодняшнюю способность религий приспосабливаться, адаптироваться к окружающей среде, очевидно, что для религий "первого варианта" место обеспечено. Причем значительная часть этого места оказывается зарезервирована "модерн-христианством" - прежде всего, харизматическими движениями, которые способны адаптироваться практически к любым условиям и практически в любой стране, и, разумеется, не обходят стороной и Россию (напр., "Слово жизни", "Новое поколение", "Процветание", "Роса", "Благодать"). Причем порой элемент "молодежности" содержится в самом названии церкви.

Тот динамизм и поп-культура, которые вошли в религиозный обиход харизматов, оказываются достаточно привлекательными для подростков. Ведь "разработчики" современного неопротестантизма сумели задействовать поп-мелодии, воздействующие на "душевно-эмоциональные струны" юного поколения, наполнить их соответствующим содержанием. На их языке уже не один десяток лет звучат "протестантские хвалитны", "божественные песенки", да и саму Благую Весть (Евангелие) харизматы также предлагают в "поп-оболочке". Напомним, что в свое время масштабный прецедент такого "рок-переложения" создала рок-опера "Иисус Христос – Суперзвезда", которую в России, однако, воспринимали как лишь очередное рок-произведение.

А религиозно-мотивированный пафос свободы, "теология процветания" + молодежный жаргон позволяют харизматическим лидерам не только привлечь молодежь, но и сделать, по крайней мере, в России, часть нравственных норм привлекательными и современными.

Кроме того, "харизматические исповедания" не предполагают "догматической нагрузки" - нужно всего лишь усвоить две-три, от силы десяток истин. Библия, однако, продолжает оставаться "гранитом религиозной науки" протестантов – ее изучение облекается в понятный для молодежного сознания язык.

"Харизматический контингент" составляют люди, имеющие либо высшее техническое,либо среднее специальное образование, а также спортсмены, молодые офисные клерки или специалисты, задействованные в сфере массового обслуживания. Высокообразованные гуманитарии, как правило, предпочитают религию посерьезней.

Дело харизматических апостолов облегчает и культовый минимализм. В то время пока традиционалисты будут обивать пороги чиновников, добиваясь выделения необходимого культового здания, очередной харизматический лидер уже будет экзальтировать непритязательную паству.

В других - не обязательно харизматических - неохристианских объединениях используется "игровой элемент". Ведь именно в церквях, ориентированных на молодежь, прозелитическая практика часто бывает просто обязательной – каждого "брата" или "сестру" обязывают привести в общину неофита. Это создает своего рода элемент игры, "соревнование", которое увлекает молодежь порой не меньше, чем какое-нибудь светское пристрастие, типа коллекционирования этикеток от кока-колы в надежде на заманчивый приз.

Однако, интерес для молодежи могут представлять и модернизированные восточные культы. Ведь им также присущи универсализм и идеология контркультуры, а одной из характерных форм популяризации этих культов является та же поп-музыка. Напомним, что в еще 60 – 70-х годах неоиндуистским лидерам легко удалось найти общий язык с движениями битников, хиппи и проч. Нужно отметить, что здесь налицо черты, которые существенно отличаются от неопротестантских, в частности, мистический эклектизм, стремление к экстазу, освобождающему импульсы подсознания, свобода от многих навязываемых социальных норм жизни. При этом существенной чертой оказывается этический релятивизм. Поэтому этот религиозный пласт может привлекать ту молодежь, которая не желает отказываться от своей релятивной этики.

Но нужно сказать, что всплеск популярности неоиндуистских культов в России пришелся на 1991-1993 гг., когда такие группы, как Шри-Чинмоя, Брахма Кумарис, "Трансцендентальная медитация", собирали на совместные медитации полные стадионы. Во второй половине 90-х годов наблюдается определенный спад интереса к ним. Многие разочаровавшиеся в современном российском индуизме переходят в христианство. Среди тех, кто не желал расставаться с восточными учениями, некоторые оказались кришнаитами, некоторые осели в буддистских общинах, остальные продолжили свой религиозный поиск в нью-эйджевских сектах.

Сегодня же на поверхности продолжают оставаться, главным образом, неотантристские группы, которые представляют собой коктейль из методик Ошо Раджниша, собственных психофизических разработок "неотантриков", тансегрити (элементы кастанедовских культов) и вульгаризованного тантризма. Основной акцент делается на секс. Немногочисленная молодежь, которая "клюет" на такую "религию", в возрастном отношении стоит уже за гранью "дискотечного возраста".

Нетрудно видеть, для религий какого формата "молодежные места" в современном мире зарезервированы. Остается, однако, под вопросом, какую культуру смогут в дальнейшем породить такие религии и насколько они смогут сохранить свою собственную религиозность…

Борис Кнорре, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования