Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Страсти по Клыкову. В Пскове никак не могут сделать выбор между двумя памятниками св. Ольге


Отдаленное эхо грядущего "духовно-художественного" конфликта, омрачившего празднование внушительной даты – 1100-летия первого упоминания в летописи города Пскова, - раздалось еще летом прошлого года. Тогда впервые выяснилось, что на совершенно безвозмездной основе город-юбиляр готовы одарить своими шедеврами сразу два гения современного русского монументального искусства – Зураб Церетели и Вячеслав Клыков. Причем оба великих скульптора решили увековечить в своих юбилейных произведениях один и тот же сюжет – фигуру основательницы Пскова, святой равноапостольной великой княгини Ольги, именуемой в богослужебных книгах "луной, предвозвестившей христианскую зарю Руси".

С самого начала этой истории стало ясно: Зурабу Церетели и Вячеславу Клыкову в маленьком Пскове не ужиться, будет слишком тесно. Это в гигантской Москве возможны эклектичные сочетания клыковской победоносной лошади с маршалом Жуковым и церетелевских сказочных персонажей, населяющих импровизированное русло Неглинки в каких-нибудь ста метрах от Жукова. В Пскове иначе: символом великого юбилея города должна стать только одна святая Ольга!

Церетели и Клыков – это два художественных символа эпохи, отражающих во многом противоположные духовные реальности. Церетели, которого со всех сторон не устают обличать в безвкусице, передает близкую и понятную "новым русским" атмосферу "красивой жизни", с размахом, с излишествами, с шиком. Он был успешным "деятелем культуры" эпохи "победившего социализма", и ему уготовано быть не менее успешным деятелем эпохи "победившего капитализма". Реальное отсутствие в истории России обеих из означенных эпох в данном случае не имеет значения. Клыков – "певец русского сопротивления", выразитель духа некоего "народного протеста", "народной воли", вечной русской тоски "по несбывшемуся". Возможно, социальная база творчества Клыкова так же мала, как и у Церетели (то есть россиян, живущих идеями "народного протеста" так же мало, как и наслаждающихся благами "победившего капитализма"), но у него очень много сочувствующих, "попутчиков", которые, если что, готовы "поддержать борьбу", предпочитая все-таки наблюдать ее со стороны.

Само собой, что и трактовка образа св. Ольги двумя скульпторами обещала быть совершенно различной и несовместимой. Церетелевская Ольга – достаточно дородная барыня, больше напоминающая Екатерину II, которая всем своим видом выражает успех – в политике, в бизнесе, в личной жизни. Клыковская Ольга – своего рода русская Жанна д’Арк, народный герой, борющийся с иноземным засильем и готовый поднять русский народ на свержение очередного "инородческого ига". Выбор между такими вариантами ставил псковские власти перед неимоверно сложным политическим решением. Отвержение церетелевской Ольги могло быть истолковано как выражение нелояльности федеральным властям, а отвержение ее клыковской конкурентки – как отдаление от народа…

Между молотом и наковальней оказался и местный архиепископ Евсевий, пользующийся в РПЦ МП репутацией умеренного консерватора и, возможно, в глубине души сочувствующий Клыкову. Однако, по стечению обстоятельств и по воли местных властей, владыке Евсевию больше пришлось иметь дело именно с церетелевским произведением: то закладку его освящать, то постамент. Это и понятно: Церетели, сделавший ставку на политический мэйнстрим, намного успешнее своего конкурента и в финансовом отношении, поэтому решает разные проблемы быстрее и эффективнее. Хотя в православно-патриотической среде и о несметных богатствах Клыкова, квартирующего в прекрасном особняке в центре Москвы, легенды ходят. Но что для православного патриота миллиардер, то для "нового русского" -- прах земной.

Тем временем Псковская городская дума, "выражая интересы народа" и протестуя против лакейской позиции исполнительной власти, принимает решение в пользу памятника Клыкова. Что же, церетелевский постамент "разосвящать" и демонтировать? Разные источники проанонсировали открытие обоих памятников на завтра, 23 июля. Хорошо хоть, стоят они в разных частях города, каждый житель которого, следуя своим политическим и эстетическим убеждениям, сможет выбрать, к какому из памятников пойти.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования