Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Икона – все же Казанская… Несколько слов о духовной символике пока еще не состоявшегося визита Папы в Россию


"Чужеземцы всякую святыню превращают в ходовой товар. И стараются тысячу раз продать нам Христа, которого даже Иуда продал лишь единожды", — писал в XVII веке хорват-католик Юрий Крижанич, оказавшийся в русской ссылке и решивший давать оттуда русскому царю политические советы. Вряд ли Крижанич мог предположить, что в роли подобного "торговца святынями" окажется глава католиков, Папа Римский Иоанн Павел II.

В день Казанской иконы Божией Матери, издание "Газета" вновь подлило масла в огонь спора о возможности визита Папы в Россию для возвращения Казанской иконы. Не сумев добиться официального согласия российских властей и РПЦ МП на визит, Папа может прибегнуть к маленькой иезуитской хитрости. Возвращаясь из Монголии на самолете приглашающей стороны, Папа может попросить в Улан-Баторе не Боинг или Аэробус, а Ан-24, который при перелете до Рима требует обязательной заправки в районе Казани. А раз так, то непрошенный визит будет вынужденным и техническим. Что, впрочем, никак не помешает Иоанну Павлу II встретиться с президентом Шаймиевым и передать ему икону.

То, что Шаймиев – не католик и даже не православный, ни одну из сторон при передаче не смущает… "Икона - все же Казанская…", - заявил политический советник Шаймиева Рафаиль Хакимов. Эта деталь скорее должна смутить те стороны, от которых зависит санкционирование визита – президента России и Патриарха. Желание Кароля Войтылы оказаться в России вполне понятно. С одной стороны – Папа считается в западном мире "победителем коммунизма", а значит, в какой-то мере, и избавителем России. С другой – многовековая мечта об "обращении России" нуждается в зримом подтверждении, хотя бы формальным вступлением понтифика на российскую землю. Однако оба этих, полускрытых, мотива папского визита до крайности задевают – один российское государство, другой Русскую Церковь. А выбор Казани в качестве точки для такого визита делает вопрос еще более острым – "победитель коммунизма" тем самым фактически благословит дезинтеграционный "мягкий" сепаратизм в России, во главе которого уже десять лет стоит татарстанский президент. Визит Папы к Шаймиеву стал бы настоящим скандалом для российского федерализма.

Отсюда и берет начало благовидный предлог - возвращение Казанской иконы (точнее, как установила экспертиза, её списка XVIII века). С 1970-х годов этот список стал достаточно действенным инструментом католической "восточной политики". С 1970 года икона находилась в католическом храме в Фатиме, на месте Фатимского чуда 1917 года, с которым многие католики связывают доктрину об обращении и "посвящении" России Богоматери. В 1990-х Папа неоднократно приглашал дружественных к католичеству представителей российской интеллигенции, чтобы вместе помолиться перед нею… Другими словами – произошла определенная символизация данного образа, он стал символом католического попечения о России…

Символ, с точки зрения православной агиополитики, довольно неудачный. Казанская икона играет в этой агиополитике огромную роль в качестве защитницы от нашествия чужеземцев, причем чужеземцев, пришедших с Запада и тесно ассоциированных с поляками (к каковому племени принадлежит Кароль Войтыла). В 1612 году именно с Казанской связывалась победа русского ополчения над поляками, занявшими и осквернившими Кремль. А ведь польская интервенция в ходе русской Смуты была символом католической, "латинской" экспансии на Россию. Победа в Отечественной войне 1812 года тоже связана с Казанской – у нее брал благословение на рать Кутузов, ей в дар он приносит трофейное серебро. И вновь речь идет о нашествии с Запада "галлов и двунадесяти языков", среди которых поляки, надеявшиеся на восстановление Наполеоном их государства в старых границах, играли большую роль.

Превращение Казанской иконы в символ католического прихода в Россию (даже если называть его братским сближением) может быть воспринято либо как инверсия агиополитического значения этой иконы. Казанская в этом случае может начать символизировать "беззащитность" России перед Западом. А её передача в руки мусульманина – президента Татарстана, известного сепаратистским настроем – весьма "дезавуирует" смысл явления иконы в 1579 году.

Понятно, что вокруг возможности визита Папы в Россию будут вестись долгие позиционные бои. Слишком много сил заинтересовано в том, чтобы это произошло, и слишком много у визита противников. Но духовную символику этого визита можно было бы подобрать и поудачней…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования