Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Саровские торжества как вызов секулярному обществу


По мере приближения празднования 100-летия канонизации преп. Серафима Саровского становится ясно, насколько этот праздник выходит за рамки чисто церковного, конфессионального события и приобретает характер общенационального и государственно значимого торжества.

Организаторы юбилейных торжеств не только готовятся к приезду президента России Владимира Путина, но и "ломают голову" над тем, как и кому обеспечить аккредитацию, дающую право проезда в закрытый город Саров, чтобы "круг обиженных" остался минимальным. В то же время Федеральный оргкомитет по подготовке празднования 100-летия канонизации преподобного Серафима готовится транслировать юбилейные торжества с помощью теле-, радио- и интернет-медиа. А Банк России выпускает сегодня в обращение памятную серебряную монету серии "Памятники архитектуры России" с изображением Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Нужно сказать, что этот праздник предрасположен к тому, чтобы взять на себя "социальную нагрузку" народно-фольклорных, массово-популистских торжеств. Ведь в социальном плане преп. Серафим - "универсальный святой", в той мере, насколько вообще правомерно прилагать социальные мерки к святым. Он вмещает в себя одновременно и "срединный путь" мирянина, живущего по вере, и аскетический идеал египетского монаха-отшельника, и пафос общенародного пророка-обличителя, но и не в меньшей мере образ героя-утешителя, залечивающего раны тех, кто обращался к нему с верой во Христа.

Излишне доказывать, что своей жизнью преподобный Серафим действительно явил Царство Божие, "пришедшее в силе". Но "светское преломление" праздника заключает определенные противоречия. Ведь жизненные ориентиры, которые проповедовал преподобный Серафим, не совпадают, а порой и диаметрально противоположны ориентирам современного социума. Так, с точки зрения современных цивилизационных норм, "кодекса поведения", преподобного Серафима вполне можно было бы "уличить" в религиозном фанатизме, фундаментализме, недостаточном уважении "религиозных меньшинств", если вспомнить, например, эпизод встречи старца с масоном, которому было сказано: "Гряди, откуда пришел".

Еще меньше отвечает фигура святого отвечает современным "медицинским нормам", "здоровому образу жизни", который пропагандируется в СМИ, насаждается в общеобразовательных школах, но о котором по существу сегодня не знает почти никто. Например, "пищевой рацион", который старец предлагал соблюдать мирянам (о монахах речи нет), сегодня считают просто вредным для здоровья. А уж этика семейной жизни, в особенности, с точки зрения современных "сексуально-просветительских стандартов", просто-напросто оказывается уделом "закомплексованных".

Поэтому предстоящие торжества – это не только повод вспомнить своего "национального героя", но и "глас вопиющего в пустыне", "вызов" современному обществу, а вернее, возникающий в очередной раз перед обществом вопрос, заостряющий многие нравственные и просто житейские проблемы. Ведь если принимать ценности преподобного Серафима Саровского, то одних лишь высоких слов о величии православной духовной традиции оказывается недостаточно, необходимо восходить в Горний Иерусалим…

Борис Кнорре, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования